Весьма важной характеристикой двигателя является литраж, т. е.
суммарный рабочий объем всех цилиндров, выраженный в литрах. Первые
одноцилиндровые двигатели Даймлера и Бенца имели рабочий объем менее 1 л (см.
табл. 1). С появлением двухцилиндровых двигателей их литраж достиг 1,5—2,3 л и, наконец, в четырехцилиндровых
двигателях начала XX в. 2,5—5,5 л, а в особенности мощных—7—9-цилиндровых — и в
двигателях гоночных автомобилей до 12, 15 и 18 л.
К началу первой мировой войны максимальный литраж начал уменьшаться
и наибольшее число наиболее комфортабельных автомобилей имели двигатели литражом
до 6—7 л. После первой мировой
войны число двигателей с литражом 6—7 л сократилось,
и когда появились в 30-х годах двенадцати- и шестнадцатицилиндровые двигатели,
их литраж был максимальным и достигал 6,5—7,5 л.
С исчезновением после второй мировой войны двенадцати- и
шестнадцатицилиндровых двигателей наметилось снижение литража, так как
значительно поднялась литровая мощность, и максимальный литраж двигателей
первоклассных автомобилей упал до 5,82 л. За
десятилетие (1945—1955 гг.) максимальный литраж незначительно сократился (на
0,1—0,2 л), а с 1955 г. начал снова расти вследствие увеличения диаметра
цилиндров двигателей без изменения хода поршня. Изменение средней величины
литража по годам показано на рис. 11.
В настоящее время
легковые автомобили Европы в преобладающем большинстве малолитражные. Рабочий
объем их двигателей не превышает 1 л. Получающие распространение в последнее
время так называемые «микролитражные», автомобили имеют обычно двухцилиндровые
двигатели с рабочим объемом 0,2— 0,5 л. Европейские легковые автомобили
среднего литража имеют рабочий объем двигателей 1,5—2,5 л, при этом следует
заметить стремление к некоторому небольшому повышению литража сравнительно с
предшествовавшими моделями. Литраж автомобилей высокого класса в Европе
колеблется в пределах 3,5—4,5 л и
редко выше.
Рис. 11.
Изменение литража автомобильных двигателей
Легковые автомобили США отличаются большим, чем в Европе литражом:
для автомобилей высокого класса 4,5—6,13 л, для автомобилей среднего класса 2,5—4 л.
С литражом менее 2,5 л в
США выпускается мало автомобилей (Виллис, Метрополитен), и они не получили
широкого распространения. Литраж двигателей грузовых автомобилей достигает
больших величин как в Европе, так и в США, начиная с тех же значений, что и у
легковых автомобилей. Литраж дизельных двигателей тяжелых грузовых автомобилей
доходит до 15 л, а на специальных автомобилях и больше. Литраж бензиновых двигателей
ограничивается в Европе 6—7 л, а в США до 9,5 л и иногда выше.
Автор: Е.И. Гагарин |