Характерной оценкой степени совершенства автомобильного двигателя
является его литровая мощность, представляющая отношение максимальной
эффективной мощности (рис. 14) к литражу.
Литровая мощность первых двигателей Даймлера и Бенца была около 1 л.с./л. К
1895 г. литровая мощность автомобильных двигателей достигла 3,0—3,5 и к концу XIX в. 4 л. с./л (см.
рис. 8).
К 1905 г. литровая мощность в обычных двигателях легковых
автомобилей достигла 6, а в лучших образцах комфортабельных автомобилей,
спортивных и гоночных вариантах повысилась до 7—8 и даже более 9 л. с./л. К
началу первой мировой войны средняя литровая мощность была около 9, а к 1925 г. достигла 15 л.с./л.
В период 1935—1945 гг. средняя литровая мощность была 25; к 1955 г. приблизилась к 35—40 л.с./л., а в форсированных
двигателях до 50 л.с./л. В 1961 г. литровая мощность многих двигателей составляла от 40 до 50 л.с./л,
а в отдельных— до 65 л.с./л.
Повышение литровой мощности достигалось вследствие (повышения
числа оборотов коленчатого вала двигателя и увеличения среднего эффективного
давления. О мерах, применяемых для увеличения числа оборотов, было оказано
выше, поэтому коснемся вкратце способов повышения среднего эффективного
давления.
Чтобы с повышением числа оборотов коленчатого вала не происходило
падения среднего эффективного давления, необходимо обеспечить достаточно
высокий коэффициент наполнения и уменьшить механические потеря в двигателе. Кроме
того, поднять величину среднего эффективного давления позволяет увеличение
степени сжатия, что вместе с увеличением числа оборотов дает рост литровой
мощности. На рис. 15 показано изменение среднего эффективного давления автомобильных
двигателей.
Рис. 14. Изменение
эффективной мощности двигателей автомобилей 1 — легковых; 2 — грузовых
Рис. 15. Изменение
среднего эффективного давления автомобильных двигателей
Автор: Е.И. Гагарин |