Накладки к тормозным колодкам не приклепываются, а приклеиваются.
В результате этого накладки используются почти до полного их износа по толщине.
Кроме того из-за отсутствия отверстий для заклепок рабочая поверхность
накладок увеличивается.
Ручной тормоз
автомобиля ГАЗ-21 «Волга» колодочный. Опорный тормозной диск 8 (рис. 173) вместе с колодками крепится к
задней крышке, а тормозной барабан — к вторичному валу коробки передач. Верхние
концы колодок упираются в палец 5, а
нижние соединены регулировочным приспособлением 9, имеющим звездочку 7.
Колодки стянуты V-образной пружиной 2.
Перемещая рукоятку 15 на
себя, водитель через трос 13 поворачивает
приводной рычаг 10, который
действует на рычаг 4 тормоза.
Поворачиваясь вокруг оси, расположенной в верхней части правой колодки, рычаг 4 при помощи разжимного звена 3 прижимает левую колодку к тормозному
барабану.
Левая колодка, захваченная вращающимся тормозным барабаном, через
регулировочные приспособления 9 прижимает
к барабану правую колодку.
При регулировке тормоза пользуются регулировочной звездочкой 7 или изменяют длину троса вращением вилки
12.
При торможении ручным
тормозом автомобиля ГАЗ-53А тормозные колодки 17
(рис. 174) расходятся под давлением шариков 5 разжимного стержня 8, упирающихся в скошенные концы пальцев 7 верхних опор колодок. Нижние концы
колодок имеют пальцы 2, которые
упираются в конический плавающий сухарь 3 регулировочного
винта 1. Поворотом этого винта
устанавливают зазор между накладками колодок и тормозным барабаном.
Рис. 173.
Ручной тормоз автомобиля ГАЗ-21 «Волга»:
1 — защелка
рукоятки; 2 — стяжная пружина; 3 — разжимное звено; 4 — рычаг; 5 — опорный
палец; 6 — заглушка; 7 — регулировочная звездочка; 8 — опорный тормозной диск;
9 —
регулировочное приспособление; 10 — приводной рычаг; 11 — палец; 12 — вилка;
13 — трос; 14 — рейка; 16 — рукоятка тормоза
Рис. 174.
Ручной тормоз автомобиля ГАЗ-53А:
1 —
регулировочный винт; 2 — пальцы колодок (нижние); 3 — сухарь; 4 — корпус регулировочного
устройства; 5 — шарики; 6 — корпус разжимного механизма; 7 — пальцы колодок
(верхние);
8 — разжимной
стержень; 9 и 12 — тяги; 10 — зубчатый сектор; 11 — защелка; 13 — гайка; 14 —
барабан; 15 — рычаг; 16 — вилка; 17 — тормозные колодки
Привод тормоза можно регулировать изменением длины тяги 12 поворотом вилки 16.
На рис. 175 показан ручной тормоз автомобиля ЗИЛ-130 с
расположением тормозных колодок 7 и
23 внутри тормозного барабана 2. С одной стороны колодки опираются на
палец 4, с другой — упираются в
разжимной кулак 10. Колодки
отлиты из алюминиевого сплава, а в местах касания с разжимным кулаком имеют
стальные цементованные сухари 9. В
средней части каждая тормозная колодка имеет прилив, которым она опирается на
выступ задней крышки коробки передач. От боковых перемещений колодки
удерживаются болтами 5 с шайбами.
Тормозной барабан крепится к фланцу, расположенному на заднем
шлицевом конце вторичного вала коробки передач.
На валу разжимного кулака 10 посажен
регулировочный рычаг 22, к которому
присоединена тяга 19 привода
тормоза.
Для регулировки тормоза вилкой 12
изменяют длину тяги 19 или
переставляют палец 20 в одно из
отверстий рычага 22.
Для фиксации тормоза (затормаживание с определенным усилием)
служит зубчатый сектор 18, в
который входит стопорная защелка 17, соединенная
тягой 16 с рукояткой 15.
Теория и конструкция автомобиля. Кленников В. М., Кленников Е. В. - 1967 |