Величина тяговой силы Рк
на ведущих колесах автомобиля, необходимая для его движения,
ограничивается сцеплением шин с поверхностью дороги.
Сцепление шины с дорогой оценивается коэффициентом сцепления
φ, который равен отношению наибольшей величины реакции Хк (см. рис. 2) к величине
реакции ZK:

Под силой сцепления Pφ понимают
силу, противодействующую скольжению колес относительно дороги. Она равна силе
трения, возникающей в месте контакта шины с дорогой. Величина силы сцепления
зависит от нормального давления ведущих колес на дорогу и коэффициента
сцепления φ:

где
φ — коэффициент сцепления шин ведущих колес автомобиля с
дорогой;
2Zk2 — радиальная реакция
ведущих колес.
Для обеспечения движения автомобиля необходимо, чтобы тяговая
сила Рк на ведущих
колесах была меньше силы сцепления колес с дорогой, или в крайнем случае равна
ей, в противном случае колеса автомобиля будут буксовать:

В зависимости от направления скольжения колес различают коэффициенты
продольного (φж) и поперечного (φу)
сцепления. Для упрощения расчетов обычно принимают коэффициент
поперечного сцепления φу
равным φx и обозначают его φ.
Коэффициент сцепления зависит от типа и состояния дорожного
покрытия, рисунка протектора и степени изношенности шины, давления воздуха в
шине, скорости движения автомобиля, вертикальной нагрузки на колесо.
Численное значение коэффициента сцепления φ значительно
уменьшается при движении автомобиля по мокрому асфальтобетонному или
обледенелому покрытию, особенно с увеличением скорости движения автомобиля.
Чаще всего колеса буксуют при резком трогании автомобиля и при
движении по скользкой дороге.
На твердых сухих дорожных покрытиях с увеличением давления
воздуха в шине, вертикальной нагрузки и скорости движения величина коэффициента
сцепления снижается.
Некоторые значения коэффициентов сцепления приведены в табл. 2.
Таблица 2
Значения коэффициента
сцепления

Теория и конструкция автомобиля. Кленников В. М., Кленников Е. В. - 1967 |