Для выхода воздуха в обоих системах используют окна или эксфильтрацию его через различного рода неплотности. Принудительную систему вентиляции часто объединяют с системой отопления.
Применение естественной вентиляции целесообразно для автомобилей, эксплуатируемых с высокими скоростями на хороших дорогах и имеющих достаточную площадь открывающихся проемов. Естественную вентиляцию в кузове легкового автомобиля можно обеспечить при помощи клапана под нижней кромкой ветрового стекла и боковых окон. Эти окна для создания безсквозняковой вентиляции выполняют из двух частей: одна имеет возможность опускаться, а другая — поворачиваться относительно вертикальной или наклонной оси (рис. 127, а). Другой способ естественной вентиляции (рис. 127,
б) основан на притоке воздуха через специальный радиатор отопления, в котором он по желанию пассажиров может подогреваться. Затем воздух поступает на ветровое стекло и вдоль стенок во внутреннее помещение кузова.
Рис. 127. Схемы естественной вентиляции кузова легкового автомобиля:
а — при помощи поворотных окон; б — через специальный люк
Равномерному распределению потока воздуха по салону автомобиля способствует отражение его от ветрового стекла вниз. В летнее время возможно вытеснение воздуха вперед из-под переднего сиденья потоками, направленными вниз из верхней части кузова.
Во время движения вытяжка воздуха из кузова осуществляется через отверстия на боковинах кузова и перфорированную обивку потолка.
Принудительная система вентиляции обеспечивает эффективный воздухообмен при движении автомобиля с малой скоростью и на стоянках. Воздух от пыли и влаги очищается в специальных фильтрах до поступления в салон автомобиля.
Естественная вентиляция салона автобуса осуществляется при помощи люков и окон. Например, при движении автобуса ПАЗ-652 со всеми открытыми люками и окнами воздушные потоки внутри салона автобуса направлены так, как показано на рис. 128, а и б.
Рис 128. Схема вентиляции автобуса при его движении с открытыми люками и окнами: а — вид сбоку, б— вид сверху
Воздух поступает внутрь через лобовой и все верхние люки, которые являются основными проемами для прохода воздуха внутрь автобуса. Все окна работают как вытяжные, однако у задних окон иногда возникают порывы входящего воздуха.
Воздух входит через люки прямой струей, затем вихреобразно растекается по всему автобусу и медленно подходит к окнам. Около окон воздух снова формируется в струю и выходит наружу. Наблюдается постоянный, правда довольно слабый, поток от задней стенки автобуса вперед вдоль боковых скатов крыши. Потоков, направленных вдоль пола, не наблюдается.
Рассматривая представленную на рис. 128, а картину воздушных потоков, делаем вывод, что вентиляция разных частей автобуса различная.
Впереди, особенно около места водителя и до второго ряда сидений, вентиляция хуже, а в средней части салона и сзади лучше. Это объясняется тем, что струя воздуха, поступающая из люков, наклонена назад, а через окна воздух не входит.
Поэтому передняя часть салона вентилируется воздухом, входящим через лобовой люк, и воздухом, медленно перемещающимся внутри автобуса к передним окнам.
Пропускная способность лобового люка, через который поступает свежий воздух к водителю, невелика.
Асимметрия вентиляции автобуса показана также на рис. 128, б. Во все левые (по ходу движения) окна воздух только выходит, а в задние правые иногда и входит. Это можно объяснить тем, что в передней части автобуса справа имеется окно, в которое поступает воздух для охлаждения радиатора. В это окно входит часть воздуха, набегающего на автобус, в результате чего обтекание правой стороны автобуса отличается от обтекания левой стороны, где такого окна нет. Кроме того, на обтекание влияют и дверные проемы, которые турбулизируют поток,
идущий вдоль правой стороны автобуса. В результате давления на правой стороне автобуса на уровне окон оказываются несколько больше, чем на левой.
Схема вентиляции салона того же автобуса при закрытых окнах и открытых люках показана на рис. 129, а и б. В этом случае направление воздушных потоков изменяется.
Воздух в салон автобуса поступает через лобовой, третий, четвертый, пятый и шестой люки, а выходит через первый и второй люки, расположенные в зоне наибольших разрежений. Внутри автобуса наблюдается ярко выраженный поток воздуха от задней стены вперед вдоль пола и боковых скатов крыши. Воздух,
поступивший через лобовой люк, растекается в передней части салона. Ярко выраженных потоков от лобового люка к переднему не наблюдается. Вентиляция правой и левой сторон салона в данном случае одинакова. По-прежнему, в передней части салона вентиляция хуже, чем в задней.
Схема вентиляции салона автобуса при открытых окнах и закрытых люках показана на рис. 130, а и б. С левой стороны в первое второе и третье окна воздух выходит из автобуса, а через четвертое, пятое и шестое — входит в салон. В седьмое окно воздух то входит, то выходит. С правой стороны в первое и второе окна воздух выходит, а в остальные — входит в салон.
Таким образом, через окна в передней части автобуса с обеих сторон воздух выходит из салона, а в средней части и сзади (кроме седьмого окна слева) воздух через окна поступает внутрь.
Рис. 129. Схема вентиляции автобуса при его движении с закрытыми окнами и открытыми люками: а — вид сбоку; б — вид сверху
В автобусе поток воздуха сначала движется по инерции в заднюю часть салона, где вихреобразно растекается. Затем внизу, вдоль пола, и вверху, вдоль крыши, воздух движется в переднюю часть салона,
где через передние окна выходит наружу. Если закрыть окна одной из сторон автобуса, то при открытых люках, через все окна другой стороны воздух будет выходить из салона. Если закрыть все люки и окна с одной стороны, то воздух в салон будет поступать через средние и задние окна, а выходить через передние.
Схема принудительной вентиляции легкового автомобиля показана на рис. 131. Воздух при помощи вентиляторов поступает внутрь кузова двумя потоками через подкапотное пространство и из-под нижней части облицовки радиатора. Первый поток обдувает изнутри ветровое стекло и движется вдоль потолка к заднему стеклу. Второй поток входит в салон под передним сиденьем и разделяется на две части, одна из которых поступает к переднему, а другая к заднему сиденьям.
Рис. 130. Схема вентиляции салона автобуса при открытых окнах и закрытых люках:
а—вид сбоку: б—вид сверху
Выход воздуха наружу происходит через неплотности дверных и оконных проемов. Принудительная вентиляция может быть осуществлена и по схеме, приведенной на рис. 127, б, при включении вентилятора у люка забора воздуха.
Принудительная система вентиляции автобуса ПАЗ «Турист-Люкс» показана на рис. 132. При включенной системе принудительной вентиляции и закрытых люках и окнах воздух поступает в салон из шаровых насадок, а выходит через неплотности в дверях,
окнах и около рычагов управления.
При полностью открытых шаровых насадках (они несколько отклонены назад) воздух перемещается под действием выходящих из этих насадок струй над сиденьями вдоль салона к его задней стенке и возвращается в переднюю часть салона по проходу между сиденьями.
Рис. 131. Схема принудительной вентиляции легкового автомобиля
Вначале этот поток занимает только верхнюю часть прохода, а затем постепенно увеличивается (около переднего сидения) и заполняет весь проход от потолка до пола.
Рис. 132. Схема принудительной вентиляции автобуса ПАЗ «Турист-Люкс»:
а — вид сбоку; б — вид сверху
В передней части салона поток направляется к лобовому стеклу, а затем растекается в стороны.
Часть воздуха выходит из салона через неплотности, а часть (в зоне шаровых насадок) снова вовлекается в круговое движение. Около струй, выходящих из шаровых насадок, происходит вихревое движение воздуха, а внизу у ног пассажиров воздух движется очень медленно.
Рис. 133. Схема совместного действия принудительной и естественной вентиляции автобуса ПАЗ «Турист-Люкс»: а — вид сбоку; б — вид сверху
Направление воздушных потоков при включенной системе вентиляции и открытых окнах и люках показано на рис. 133. Воздух поступает в салон по системе принудительной вентиляции и из переднего люка, а выходит наружу через передние окна и задний люк. Воздух, входящий с большой скоростью через передний люк, достигает пола около третьего ряда сидений, где образует два потока. Один поток направляется к лобовому стеклу и, растекаясь в обе стороны, выходит через окна наружу. Второй поток движется вдоль пола к задней стенке салона, затем частично поднимается вверх и выходит наружу через задний люк, а частично поступает в переднюю часть салона над рядами сидений, вдоль окон и потолка. Новый воздух, поступающий из шаровых насадок, нарушает спокойное движение последней части потока и около всех струй, входящих в салон, возникает вихреобразное движение.