Продолжается постепенное уменьшение отношения S/D. Рекордное для 1961 г. отношение S/D = 0,7 имел
двигатель Форд 144. Модели двигателей с отношением S/D, менее 0,8, составляют
около 30% общего числа моделей 1961 г., а модели с отношением S/D, менее 0,9,— свыше 50%.
Число моделей с отношением S/D>1 — невелико (около 13%).
Уменьшение хода поршня предпринималось главным образом как мера
против роста средней скорости поршня, однако средняя скорость поршня все же
повышается и достигает в отдельных моделях 1961 г. 19,2 м/сек (Форд 390). У большинства моделей
средняя скорость поршня изменяется от 10 до 16 м/сек.
Большинство двигателей американских легковых автомобилей 1961 г.— V-образные
(свыше 70% моделей), однако по сравнению с предыдущими годами несколько
возросло число рядных шестицилиндровых, особенно с цилиндрами, наклоненными под
углом 30 и 45° к вертикали. Появились модели горизонтально-оппозитных шестицилиндровых
двигателей, а также четырехцилиндровые рядные (около 8,5% моделей). Число
моделей с боковыми клапанами ничтожно (менее 3%). Большинство моделей имеет
двух- и четырехкамерные карбюраторы (свыше 70% моделей), отдельные модели
имеют впрыск бензина в цилиндр (Шевроле 283).
Продолжается постепенное понижение удельного веса и литрового
веса. При обзоре европейских автомобильных двигателей прежде всего можно
заметить меньший литраж двигателей (в основном ниже 2,5 л) и
большой распространение автомобилей малого литража 0,75— 1,23 л и микролитражных 0,5 л и меньше.
Степени сжатия в Европе находятся в пределах 7—8, редко выходя за
верхний предел в особо форсированных моделях при использовании топлива повышенного
качества. Микролитражные двигатели обычно имеют степень сжатия ниже 7
вследствие применения воздушного охлаждения.
По числу оборотов коленчатого вала двигатели европейских
автомобилей всегда стояли несколько выше американских. Довольно много
двигателей имеет число оборотов выше 5000 об/мин
(Татра 603, 6039, Порше, БМВ, Памар-Дина и др.), однако средние
скорости поршня в европейских двигателях меньше американских вследствие
меньших абсолютных значений хода поршня.
Литровые мощности европейских двигателей составляют 35—45 л. с./л в обычных моделях и 60—80 л. с./л в форсированных.
Удельные и литровые веса европейских двигателей выше, чем у
американских, так как двигатели европейских автомобилей имеют меньшую
мощность.
В последние годы
возросло число двигателей с воздушным охлаждением, дизельных двигателей на тяжелых
грузовых автомобилях, а также газобаллонных двигателей.
Автор: Е.И. Гагарин |