Преодолеть перечисленные технические препятствия позволяет
несложное электронное устройство (рекомендуемое к самостоятельному
изготовлению), принципиальная электрическая схема которого представлена на рис. 2. В совокупности с бесконтактным
датчиком данное устройство, не содержащее подвижных контактов, при хорошем
качестве изготовления отличается высокими показателями надежности и
долговечности.
В основе устройства распространенная аналоговая микросхема
ОА1 (К140УД1А), выполняющая роль
компаратора напряжения. Сигнал с датчика ТМ100-А
поступает на вход устройства, далее через резистор R1 на
делитель напряжения борт-сети, собранный на резисторах R2, R3, R4. Общая
точка резисторов R3 и R4 связана
с неинвертирующим входом (вывод 10) микросхемы
DA1. Таким образом, сигнал датчика ТМ100-А воздействует именно на этот вход
микросхемы DA1. Другой (инвертирующий) ее вход
(вывод 9) соединен со вторым делителем напряжения бортсети, выполненным на
резисторах R5, R6, R7.
Этот делитель нужен для задания порогового значения
напряжения (уставки), при котором компаратор переключается.
Цепь, состоящая из последовательно соединенных резистора R9 и диода
VD1, служит для того, чтобы включение
электровентилятора происходило при более высокой температуре, чем та, при
которой происходит его выключение. Тем самым задается определенный гистерезис
срабатывания устройства.
Конденсаторы С1 и С2 установлены для защиты устройства от
импульсных помех от бортовой сети. Питание микросхемы DA1 (выводы
7 и 1) осуществляется от параметрического стабилизатора, выполненного на
резисторе R10 и
стабилитроне VD2.
Сигнал компаратора напряжения с выхода микросхемы DA1 (вывод
5) поступает на двухкаскадный усилитель мощности, собранный на транзисторах VT1, VT2 и
резисторах R8, R11.
Коллекторный вывод транзистора VT2
является выходом устройства. К нему подключается обмотка реле (как штатный
элемент электрооборудования автомобиля она на схеме не показана), управляющего
работой электродвигателя вентилятора. Таким образом, переход коллектор-эмиттер
транзистора VT2 в этой схеме
выполняет роль контактов температурного датчика ТМ108. Диод VD3 служит
для защиты этого перехода от э.д.с. самоиндукции обмотки упомянутого реле.
Работает устройство следующим образом.
Пока жидкость в системе охлаждения двигателя прогрета
слабо, напряжение на датчике ТМ100-А велико (оно будет близко к напряжению
бортсети автомобиля). Поскольку это напряжение подается непосредственно на вход
устройства, величина напряжения на неинвертирующем входе микросхемы DA1
превышает уровень напряжения, подведенного к ее инвертирующему входу. При этом
на ее выходе будет высокий уровень сигнала. Поэтому транзистор VT1 будет
открыт, а транзистор VT2 — закрыт. Это
состояние устройства схемы соответствует разомкнутым контактам датчика ТМ108.
После того как температура охлаждающей жидкости повысится
достаточно сильно, уровень напряжения на неинвертирующем входе ДА1 станет ниже,
чем на инвертирующем. В результате этого уровень сигнала на выходе микросхемы DA1 станет
низким. При этом транзистор VT1
закроется, а транзистор VT2
откроется. Это переключение устройства будет равносильно замыканию контактов
датчика ТМ108.
Отметим, что пока устройство находится в первом состоянии,
диод VD1 закрыт и цепь R9VD1
практически ни на что не влияет. Однако сразу же после переключения компаратора
диод VD1 открывается, поэтому уровень
напряжения на неинвертирующем входе микросхемы DA1 еще
больше снижается. Тем самым устраняется возможность преждевременного возврата
устройства в прежнее состояние до тех пор, пока температура в системе
охлаждения не будет несколько снижена в связи с работой электровентилятора.
В.Банников, ж. «Сделай Сам» N 6 1993 |