Как работает половина заводского трансформатора? Самодельный трансформатор из электродвигателя Электродвигатель в качестве трансформатора
Как работает половина заводского трансформатора?
Расчет трансформатора из электродвигателя
Расширенный поиск
    

САМОДЕЛЬНЫЙ ЭЛЕКТРОДВИГАТЕЛЬ 6. ТРАНСФОРМАТОР ДЛЯ ПИТАНИЯ ЭЛЕКТРОДВИГАТЕЛЕЙ

  [Раздел: Электродвигатель своими руками / Дата: 27.5.12 15:19]

Для питания электродвигателей переменного тока, предназначенных для движущихся моделей (электровоз, троллейбус, подъемный кран), в целях безопасности применяется пониженное напряжение не выше 12 В. Для преобразования напряжения осветительной сети 220 или 127 В в низкое напряжение служит понижающий трансформатор. Он может быть также использован для елочного освещения, сигнализации, электрических звонков, выжигательных аппаратов и других целей. Здесь приводятся описания устройства, расчет трансформатора с числовым примером, способ изготовления и испытания построенного трансформатора. 

6-1. КАК РАБОТАЕТ ТРАНСФОРМАТОР

На рис. 6-1 схематически показано устройство трансформатора. Он состоит из двух катушек 3 и 4 и железного сердечника 2. Катушка 3 называется первичной и присоединяется к осветительной сети.

Электродвигатель в качестве трансформатора

Катушка 4 называется вторичной и служит для подключения потребителей энергии.

Как только включим первичную катушку в розетку осветительной сети 1, по ее виткам потечет переменный ток. Произведение числа витков на силу тока называется намагничивающей силой катушки. Первичная катушка создает магнитное поле, силовые линии которого замыкаются через железный сердечник. Магнитное поле в железном сердечнике будет примерно в 5 000 раз больше, чем в воздухе, при том же токе катушки. Если бы не было железного сердечника, то размеры первичной катушки пришлось бы увеличить во много раз, чтобы создать такое же магнитное поле.

Магнитное поле будет меняться так же, как меняется переменный ток с частотой 50 Гц. При этом линии магнитного поля будут пронизывать витки обеих катушек и в них будут наводиться э. д. с., а на концах катушек появится напряжение. Но катушки имеют разные числа витков. Поэтому напряжение вторичной катушки U2 будет во столько раз меньше напряжения первичной катушки U1 во сколько раз число витков вторичной катушки w2 меньше числа витков первичной катушки w1. Это отношение называется коэффициентом трансформации k:

Изготовление трансформатора для понижения потребляемой энергии

Здесь мы встречаемся с замечательным явлением, на принципе которого строятся многие электрические машины и аппараты. Хотя вторичная катушка и не соединена с первичной, в ней по закону индукции наводится э. д. с. Связь между катушками осуществляется через магнитное поле.

До сих пор рассматривали трансформатор с разомкнутым рубильником 5 в цепи вторичной катушки. Такое состояние трансформатора называется холостым ходом, потому что он не совершает никакой полезной работы. Ток в первичной катушке является почти целиком реактивным, создающим магнитное поле.

Теперь замкнем рубильник. Во вторичной катушке будет проходить ток, и электродвигатель 6 начнет вращаться. Таким образом будет происходить передача энергии от первичной катушки к вторичной. Откуда возьмется эта энергия? Очевидно, она должна поступать из осветительной сети в первичную катушку. После замыкания рубильника ток в первичной катушке должен возрасти, так как теперь электродвигатель 6 начал потреблять энергию. Связь между первичной и вторичной катушками совершается через магнитное поле сердечника. По закону Ленца ток во вторичной катушке всегда направлен противоположно току первичной катушки, поэтому он стремится размагнитить сердечник. Но как только начнет уменьшаться магнитный поток, произойдет уменьшение индуктивного сопротивления первичной катушки и сила тока в ней по закону Ома увеличится.

Таким образом, сумма намагничивающих сил обеих катушек все время остается неизменной и равна намагничивающей силе первичной катушки при холостом ходе трансформатора, магнитный поток также остается неизменным. Действительно, если начать тормозить якорь электродвигателя, будет расти потребляемый им ток, получаемый от вторичной катушки, и одновременно увеличится ток первичной катушки.

На рис. 6-1 изображена первичная катушка, состоящая из 5 витков. Между тем в трансформаторах для сети 127 В число витков первичной катушки составляет около 1 000, а для сети 220 В — около 1 600. Для чего же требуется такое большое число витков? Дело в том, что индуктивное сопротивление катушки пропорционально квадрату числа витков. Если мы уменьшим число витков, то сильно увеличится магнитный поток. Но для увеличенного потока потребуется-сердечник с большим сечением. Таким образом, при расчете трансформатора медь катушки и железо сердечника могут заменять друг друга. Если взять большое число витков, то можно снизить сечение сердечника и, наоборот, при уменьшении числа витков необходимо увеличить сечение сердечника.

Мощность, забираемая из сети первичной катушкой, несколько больше мощности в цепи вторичной катушки. Разность мощностей расходуется на покрытие потерь в трансформаторе.

6-2. КОНСТРУКЦИЯ

Трансформатор состоит из двух основных частей: катушек и сердечника. В процессе изготовления сначала на жесткий каркас наматывают катушки, а затем в отверстие каркаса вдвигают листы сердечника. На рис. 6-1 первичная и вторичная катушки трансформатора условно показаны на разных сторонах сердечника для удобства объяснения принципа работы.

В действительности трансформаторы так не делают, потому что между катушками окажется слабая электромагнитная связь, поскольку большое число силовых линий будет замыкаться через воздух, окружающий магнитный сердечник. Эти силовые линии образуют магнитный поток рассеяния, поэтому обе катушки помещают на одной стороне сердечника (рис. 6-2).

Расчет трансформатора из электродвигателя

Часть сердечника, на которую надеты катушки, называется стержнем. Если катушки намотаны на общем каркасе, то сначала наматывают первичную катушку, а затем вторичную, отделенную от нее слоями изоляции. Если каждая катушка наматывается на свой каркас, то их располагают на сердечнике одну над другой.

Сердечники трансформаторов заводского изготовления собирают из штампованных листов П-образной или Ш-образной формы. Такие листы получают посредством штамповки, что трудно выполнимо в самодельных трансформаторах. Поэтому при отсутствии штампованных листов от старого заводского трансформатора сердечники собирают из прямоугольных листов толщиной 0,5 мм, которые можно нарезать из обычного кровельного железа (рис. 6-2). Для уменьшения потерь от вихревых токов листы сердечника оклеивают с одной стороны тонкой папиросной бумагой или покрывают слоем лака при помощи кисти.

При сборке сердечника трансформатора из плоских листов принимают меры, чтобы он после сборки не рассыпался на отдельные части. Этого добиваются переслаиванием листов, которое в производстве называют шихтовкой. При этом стыки между листами в различных слоях располагаются по-разному. Например, на рис. 6-2 во всех нечетных слоях расположение стыков листов изображено сплошными линиями, а в четных слоях стыки располагают со сдвигом на ширину полосы. Отдельные части сердечника скрепляют, обматывая их изоляционной лентой.

6-3. РАСЧЕТЫ

Для расчета трансформатора надо задаться его мощностью. Трансформатор должен быть рассчитан не на номинальную мощность электродвигателя, а на полную потребляемую им мощность, которая всегда больше номинальной. Зависимость между этими величинами выражается формулой:

Трансформатор из электромотора расчеты

где S — мощность трансформатора, В•А; Р — номинальная мощность электродвигателя, Вт; η— к. п. д. электродвигателя; cosφ — коэффициент мощности электродвигателя.

Зависимость между мощностью трансформатора и его размерами определяется по следующей формуле:

Самодельный трансформатор

Разберем значения величин, входящих в эту формулу. С — площадь сечения стержня трансформатора, см2. Сечение стержня имеет форму прямоугольника. Площадь сечения можно определить по формуле:

Проверяем трансформатор контрольной лампой

где а и b — размеры сторон сечения стержня, см; kс выражает плотность заполнения сечения железом.

Этот коэффициент учитывает изоляцию листов и воздушные промежутки между ними. Чем меньше толщина листов, тем больше число изоляционных прослоек и тем меньше значение коэффициента. При толщине листов 0,5 мм kс=0,9; при толщине листов 0,35 мм kc =0,85; при толщине листов 0,2 мм kc =0,8.

F — площадь окна сердечника трансформатора, т. е. произведение расстояния т между вертикальными частями сердечника на высоту стержня h, которые выражены в сантиметрах (рис. 6-2).

В числителе и знаменателе правой части формулы греческая буква η выражает к. п. д. трансформатора, который при расчете можно принять η = 0,75.

В —индукция в сердечнике трансформатора. Чем большая индукция взята при расчете, тем меньше будут размеры сердечника, но зато возрастут потери энергии в сердечнике и потребуется большой ток, чтобы создать магнитный поток. При расчете возьмем индукцию 1 Т.

kм—коэффициент заполнения площади окна трансформатора медными проводами. Этот коэффициент всегда меньше единицы, так как между сечениями круглых проводников остаются воздушные промежутки. Кроме того, часть площади окна занимают стенки каркаса, изоляционные прослойки между катушками и изоляция самих проводников. При расчете трансформатора будем принимать kм = 0,3. Это означает, что в площади окна сердечника сумма сечений проводников составляет 30%.

Последняя величина, стоящая в знаменателе (6-2), ?—плотность тока в обмотках трансформатора.

Видно, что чем большую плотность тока мы будем брать, тем меньше будет сечение проводников. Но при увеличении плотности тока возрастет нагрев катушек. Плотность тока в обмотках трансформатора берется значительно меньшей, чем в обмотках электродвигателей. Это объясняется тем, что в катушках трансформатора сосредоточено много витков и они хуже охлаждаются, так как отделены от окружающего воздуха и от сердечника слоями изоляции. При расчете будем принимать плотность тока в первичной катушке ?1 = 2 А/мм2, а во вторичной катушке ?2=3 А/мм2. Увеличенная плотность тока во вторичной катушке объясняется тем, что она имеет меньше витков и расположена снаружи, а следовательно, лучше охлаждается.

Подставим числовые значения букв в правую часть формулы и произведем указанные в формуле действия. В результате получим число, равное произведению CF. Для определения значений каждой из этих величин воспользуемся соотношением между мощностью трансформатора и сечением сердечника.

Оно выражается формулой

Трансформатор из электромотора расчеты

Теперь можно рассчитать и площадь окна, см2,

Самодельный трансформатор

Размеры окна т и h можно определить из условия, что высота окна h примерно в 2—3 раза больше ширины окна т. Величины С и F определяют все размеры сердечника. Теперь можно перейти к расчету катушек трансформатора, т. е. чисел витков катушек и диаметра провода.

Число витков первичной катушки можно определить по формуле

Как работает половина заводского трансформатора?

где w1 — число витков первичной катушки; U1— напряжение осветительной сети, В; В — индукция в сердечнике, Т; С — сечение сердечника, см2; l1—длина среднего витка катушки, см; ?1 — плотность тока, А/мм2.

Все величины, входящие в эту формулу, уже известны из формулы (6-2), кроме l1. Как видно из рис. 6-3, длина витка катушки состоит из двух прямолинейных участков а, двух прямолинейных участков b, которые являются сторонами сечения сердечника, и четырех закруглений радиусом r. Если сложить эти четыре закругления, то получится полная окружность, развернутая длина которой равна 2πr. Величину радиуса принять r= =0,25 т, где т — ширина окна по рис. 6-2. Тогда длина среднего витка, см,

Самодельный трансформатор из электродвигателя

Число витков вторичной катушки можно подсчитать, зная коэффициент трансформации.

Например, если делают трансформатор для понижения напряжения сети 120 В в низкое напряжение 12 В, то коэффициент трансформации будет равен:

Электродвигатель в качестве трансформатора

Как работает половина заводского трансформатора?

Число витков вторичной катушки должно быть в k раз меньше числа витков первичной катушки, т. е.

Расчет трансформатора из электродвигателя

Для определения диаметра провода вторичной катушки надо знать ток, А,

Электродвигатель в качестве трансформатора

Сечение провода вторичной катушки, мм2,

Изготовление трансформатора для понижения потребляемой энергии

Полученное сечение является предварительным. Теперь надо по табл. 4-1 подобрать во втором столбце ближайшую величину сечения стандартного провода, а по первому столбцу этой же таблицы определить диаметр провода.

Ток первичной катушки определяется по аналогичной формуле, но при этом надо учесть, что часть тока затрачивается на покрытие внутренних потерь энергии в трансформаторе и на создание магнитного потока. Поэтому ток первичной катушки вычисляем по формуле

Расчет трансформатора из электродвигателя

Сечение провода первичной катушки, мм2,

Трансформатор из электромотора расчеты

Окончательное значение сечения и диаметр провода берем по табл. 4-1.

Если требуемые по расчету диаметры проводов надо заменить другими, то пользуемся теми же правилами, которые были изложены в § 4-6. Зная диаметры проводов, надо проверить, поместятся ли катушки в окне сердечника. Такая проверка проведена в примере расчета трансформатора. Если провода требуемого диаметра мало, то надо проверить, хватит ли его для изготовления трансформатора. Расчет требуемого количества провода производится следующим образом. Умножаем длину среднего витка по формуле (6-7) на число витков в катушке. Разделив полученное число на 100, получим длину провода в метрах. Зная по табл. 4-1 массу 100 м провода, легко определить массу провода для катушки и, взвесив имеющийся провод, узнать, хватит ли его для намотки катушки.

6-4. ПРИМЕРЫ РАСЧЕТОВ

Для расчета трансформатора надо взять его номинальные данные, т. е первичное напряжение U1 вторичное напряжение U2 и мощность S. Первичное напряжение надо взять таким, как в осветительной сети. Сети переменного тока для электрического освещения имеют два стандартных напряжения: 220 и 127 В. Напряжение в квартире можно узнать по напряжению, обозначенному на колбе электрической лампочки. Однако вследствие падения напряжения в проводке напряжение в квартирах обычно бывает несколько ниже стандартного. Поэтому при номинальном напряжении сети 220 В будем вести расчет на U1 = 200 В, а при первичном напряжении 127 В — на U1 = 120 В.

Вторичное напряжение для питания электродвигателей лучше взять 12 В. Это безопасно и достаточно для работы электродвигателя.

Мощность трансформатора определяем по (6-1). Возьмем трансформатор для питания конденсаторного электродвигателя мощностью 10 Вт при длительной работе. Для такого электродвигателя можно принять η = 0,31 и cosφ = 0,9 Тогда мощность трансформатора будет:

Самодельный трансформатор

При повторно-кратковременной работе такой трансформатор может питать электродвигатель мощностью 15 Вт.

Подставив в (6-2) следующие числовые значения величин: η = =0,75; B= 1 Т; kм=0,3; ? = 2,5 А/мм2

Общее сечение проводов вторичной катушки 0,41•16 = 66 мм2.

Общее сечение проводов первичной и вторичной катушек 165+66=231 мм2, т. е. близок к принятому при расчете.

Проверяем трансформатор контрольной лампой

В расчете трансформаторов имеется отношение, которое называют: число витков на 1 вольт напряжения. В первом примере это отношение было w/U=7,2, а во втором w/U=4. Для объяснения этого обратимся к (6-6). В знаменателе дроби стоит произведение ВС, которое представляет собой магнитный поток. Из (6-6) видно, что число витков на вольт обратно пропорционально магнитному потоку. Этим и объясняется разное число витков в первом и втором примерах расчетов.

6-5. ИЗГОТОВЛЕНИЕ

Здесь описан процесс изготовления трансформатора с размерами, соответствующими первому примеру расчета в § 6-4. Изготовление трансформатора начинается с каркаса для намотки катушек. Материалом для каркаса служит текстолит или гетинакс толщиной 2 мм. Текстолит представляет собой листы хлопчатобумажной ткани, пропитанные бакелитовым лаком и спрессованные под большим давлением с подогревом. Текстолит имеет светло-коричневый цвет. Гетинакс производится так же, как и текстолит, но не из хлопчатобумажной ткани, а из бумаги. Гетинакс имеет темно-коричневый цвет. Оба материала применяются при изготовлении любительских радиоприемников.

На рис. 6-4 даны чертежи деталей каркаса. Он состоит из шести деталей: двух узких стенок (рис. 6-4,а), двух широких стенок (рис. 6-4, б) и двух фланцев (рис. 6-4,в). Во фланцах сделаны окна шириной 41 мм, в которые будут входить листы сердечника.

Сначала надо вырезать из бумаги внешние контуры всех шести деталей и, наложив эти выкройки на лист подготовленного материала, разметить, как их лучше расположить, чтобы было меньше остатков материала. После этого надо приступить к нанесению контуров деталей на листе текстолита или другого изоляционного материала. Контуры должны быть нанесены точно по размерам циркулем, в который вместо графита надо вставить вторую иглу. Контуры деталей на листе изоляционного материала должны быть прочерчены иглой, так как карандашные линии не могут обеспечить требуемой точности изготовления. Чтобы при вычерчивании контура детали избежать перекосов, нужно провести осевую линию и перпендикулярные к ней горизонтальные линии в тех местах, где деталь имеет переходы от одной ширины к другой. Затем от осевой линии надо откладывать вправо и влево половины размеров ширины деталей. Чтобы точно отложить размер, надо сначала иглы циркуля-измерителя приложить к линейке с точными миллиметровыми делениями и потом отложить этот размер на листе текстолита или гетинакса.

Трансформатор из электромотора расчеты

Когда все точки контура нанесены на листе текстолита, их надо соединить линиями, которые проводят острой иглой вдоль стальной линейки. Расстояния между контурами соседних деталей на листе текстолита должны быть около 3 мм.

После этого надо приступить к вырезке контуров деталей, что легче всего сделать лобзиком. При вырезке надо следить за тем, чтобы пилка лобзика была направлена перпендикулярно плоскости листа. Линия резки должна вплотную подходить к контуру детали, но не должна заходить за него. Таким образом, на вырезанной детали должны быть видны царапины иглы, которыми очерчен контур детали.

После того, как все детали выпилены, надо сложить две одинаковые детали, сжать их в тисках или в струбцине и опилить контуры напильником. Тогда обе детали будут иметь одинаковые размеры. Те места, где одна деталь входит в другую, надо пригонять, складывая детали. Например, сначала надо опилить напильником выступы длиной 30 мм на детали б, а впадины для них на детали а распилить так, чтобы выступы плотно входили во впадины. Таким образом, одна деталь служит контрольным шаблоном для другой. Размеры окон во фланцах должны быть распилены так, чтобы узкие стенки размерами 24 мм плотно входили в окно. На одном из фланцев надо просверлить отверстия для выводов первичной катушки.

Сборка каркаса производится следующим образом: сложить два фланца, и вставить в окно фланцев деталь а, вводя ее по диагонали окна; затем повернуть эту деталь так, чтобы она прилегла к узкой стороне окна. Так же вводится в окно фланца вторая деталь а и прижимается к противоположной стенке окна. Далее детали б надо приложить к деталям а так, чтобы выступы деталей б входили в пазы деталей а. Из деталей а и б образуется коробочка. Теперь осталось развести сложенные детали в так, чтобы они упирались в выступы деталей а, и каркас готов. В собранном виде он показан на рис. 6-4, г.

Для намотки катушек надо сделать простенький станочек. Он состоит из деревянной дощечки 1, к которой прибиты две стойки 2 (рис. 6-5). Каркас надевают на деревянный брусок 3, в торцы которого вбиты два толстых гвоздя 4. Они вкладываются в прорези в стойках, которые служат подшипниками, и сверху запираются накладками 5. В процессе намотки правой рукой вращают ось станочка с каркасом, а пальцами левой руки зажимают суконку, через которую проходит обмоточный провод с катушки. Намотку ведут правильными рядами для того, чтобы катушка была плотной.

До начала намотки надо сложить провод в виде петли длиной около 200 мм. Конец петли длиной около 35 мм выводят через отверстия во фланце. Петля служит для того, чтобы усилить выводной конец катушки и предохранить его от обрыва. В начале петли надо зачистить изоляцию провода и скрутить оба провода. Если один провод обломится при работе трансформатора, другой будет служить для прохождения тока через катушку.

В процессе намотки надо считать витки; а чтобы не сбиться, на одной стороне фланца можно сделать пометку краской. После намотки каждой сотни витков на провод рекомендуется надеть бумажный ярлычок с номером сотни.

Самодельный трансформатор

Это пригодится, если вы сбились со счета. Намотку надо производить рядами, передвигая вдоль каркаса провод то в одну, то в другую сторону. После намотки трех-четырех слоев рекомендуется прокладывать между слоями провощенную бумагу. По окончании намотки первичной катушки надо снова сделать петлю и через отверстие во фланце вывести конец катушки.

Между первичной и вторичной катушками надо проложить несколько слоев провощенной бумаги, чтобы витки первичной и вторичной катушек ни в коем случае не могли соединиться. Такое замыкание сделает пользование трансформатором опасным, так как вторичная катушка окажется под напряжением осветительной сети.

Выводы от вторичной катушки можно делать одним проводом — он является достаточно прочным. Для выводов надо просверлить отверстия в противоположном фланце от выводов первичной катушки. При намотке вторичной катушки рекомендуется сделать вывод в виде петли после намотки 2/3 всех витков, а затем продолжать намотку, не обрывая провода. Тогда катушка будет иметь три вывода. Между первым и вторым выводом будет напряжение 8 В, между вторым и третьим 4 В, а между первым и третьим 12 В. Такой трансформатор можно использовать и там, где нужны различные напряжения.

Для сердечника можно использовать прямоугольные листы, показанные на рис. 6-2. Однако такой сердечник имеет некоторые недостатки. В каждом слое расположены четыре стыка между листами, и при неплотной сборке между ними образуются зазоры. Это влечет за собой увеличение намагничивающего тока в первичной катушке. Вследствие коробления листов один лист может перекрывать два листа в соседнем слое, а это поведет к увеличению магнитных потерь энергии в сердечнике и увеличенному его нагреву. Нарезать прямоугольные листы толщиной 0,5 мм можно только ножовкой, а на это потребуется много времени. Поэтому здесь описано изготовление витого сердечника из тонких полосок, которые можно нарезать, например, из боковых стенок консервных банок простыми ножницами. Устройство такого сердечника показано на рис. 6-6.

Для сердечника надо нарезать полосы шириной по 40 мм и такой длины, чтобы они могли обогнуть каркас. Края полос надо зачистить напильником от острых заусенцев, которые могут создавать замыкания между полосами. Для создания изоляции полосы надо покрыть тонким слоем асфальтового лака или олифой. Полосы надо сложить в пакет толщиной 20 мм, обернуть его изоляционной лентой или прочными нитками для плотного прилегания полос одной к другой и вставить пакет в отверстие каркаса. Концы полос должны быть сдвинуты на разную длину, чтобы стыки их приходились в разных местах. Половина полос загибается в одну сторону, а другая половина в другую. Затем весь сердечник стягивают медной или мягкой железной проволокой и концы ее скручивают.

Витой сердечник имеет существенные преимущества перед сердечником, собранным из прямоугольных полос. В нем только один стык в каждом витке, благодаря тонкой жести потери энергии в нем незначительны и его легко сделать. Поэтому такие сердечники применяются и в заводских трансформаторах малой мощности, где их наматывают на станках из тонкой листовой стали.

Трансформатор надо прикрепить к любой изоляционной дощечке. Это можно сделать самыми различными способами: лентой, бечевкой, проволокой, металлическими полосками или винтами. При этом нельзя допускать вокруг сечения сердечника никаких замкнутых металлических витков, так как в них будут наводиться индуктированные токи. Выводы вторичной обмотки подводят к винтам, а выводы первичной обмотки соединяются с осветительным шнуром с вилкой на конце. Соединения с осветительным шнуром надо пропаять и замотать изоляционной лентой в несколько слоев.

6-6. ИСПЫТАНИЕ

Чтобы убедиться в исправности каждого технического изделия, после изготовления его нужно испытать. Неисправности трансформатора могут заключаться в обрыве первичной катушки, в замыканиях между катушками или замыканиях между катушками и сердечником.

Как работает половина заводского трансформатора?

Электрические схемы обычно проверяют при помощи контрольной лампы, в качестве которой может быть применена обычная настольная лампа. Одна ножка вилки от лампы вставляется в розетку осветительной сети, а от другой ножки и второго гнезда розетки выводятся два изолированных провода (рис. 6-7,а). Если теперь замкнуть между собой концы проводов, то лампа загорится. Это показывает, что лампа в порядке и можно приступить к испытанию трансформатора. В процессе испытаний нельзя касаться пальцами неизолированных концов проводов и ножек вилки, чтобы не подвергнуться пopaжению электрическим током при однополюсном касании к осветительной сети.

Сначала проверяем, нет ли в первичной катушке обрывов. Для этого надо прикоснуться проводом от розетки к ножкам вилки трансформатора, как показано на рис. 6-7, б. Если в катушке нет обрывов, то лампа будет гореть, но неполным накалом из-за падения напряжения в катушке. Если же лампа не загорается, то это означает, что имеется обрыв или в самой катушке, или в соединениях ее выводов со шнуром.

Чтобы проверить, нет ли замыканий между первичной и вторичной катушками, надо соединить все зажимы вторичной катушки одним проводом и обе ножки вилки трансформатора—другим проводам. Одним проводом от розетки надо прикоснуться к зажимам вторичной катушки (рис. 6-7, в), а другим — к ножкам вилки трансформатора. Если трансформатор исправен, то лампа не должна загораться.

Для проверки отсутствия замыканий первичной катушки на сердечник надо одним проводом от розетки прикоснуться к ножкам вилки трансформатора, а другим к сердечнику трансформатора (рис. 6-7, г). При отсутствии неисправности лампа не должна загораться.

Но в катушках могут быть замыкания витков, которые нельзя обнаружить контрольной лампой, так как замкнутые витки не создают разрывов в цепи. Для обнаружения замкнутых витков надо трансформатор со снятой коробкой включить в сеть. Если в катушках есть короткозамкнутые витки, то по ним пойдет сильный ток, они нагреются и от трансформатора пойдет дым. Если через 30 мин после включения не будет чувствоваться запаха горелой изоляции, то можно считать, что замкнутых витков нет.

Теперь осталось проверить правильность обозначений выводов вторичной катушки (рис. 6-7). Для этого надо между выводами 2, 3 включить одну лампочку от карманного фонаря, между выводами 1, 2 две лампочки, соединенные последовательно, а между зажимами 1, 3 три лампочки, соединенные последовательно. Если обозначение выводов правильное, то все лампочки будут гореть с одинаковым накалом.

Н.В. Виноградов, Ю.Н. Виноградов
Как самому рассчитать и сделать электродвигатель
Москва 1974
Содержание

 


Читайте также:




Оставить комментарий
Ваше имя: *
Ваша почта: ?

Комментарий: *

Электродвигатель в качестве трансформатора Как работает половина заводского трансформатора? Расчет трансформатора из электродвигателя
Электродвигатель в качестве трансформатора Изготовление трансформатора для понижения потребляемой энергии Расчет трансформатора из электродвигателя
Трансформатор из электромотора расчеты Самодельный трансформатор Проверяем трансформатор контрольной лампой
Трансформатор из электромотора расчеты Самодельный трансформатор Как работает половина заводского трансформатора?

Введите символы: *
Самодельный трансформатор из электродвигателя
Обновить




222555

Обратная связь | Фотогалерея | Книги по автомобилям
© 2008-2021 CarLines.ru