Аварицный вибратор Аварицный вибратор Аварийный вибратор системы зажигания
Аварийный вибратор своими руками
Аварийный вибратор своими руками
Расширенный поиск
    

10. ЧТО МОЖНО СДЕЛАТЬ САМОСТОЯТЕЛЬНО

  [Раздел: Электрооборудование автомобилей ИЖ-2126 / Дата: 7.5.12 16:36]

В основной части книги даны описания различных самодельных устройств для облегчения эксплуатации и ремонта электрооборудования автомобилей «Ода». Ниже приведены схемы и конструкции еще нескольких предложенных автолюбителями устройств, которые могут быть полезны при эксплуатации автомобилей ИЖ-2126. 

10.1. УСТРОЙСТВО ДЛЯ ПРОВЕРКИ СТЕПЕНИ ЗАРЯЖЕННОСТИ АККУМУЛЯТОРНОЙ БАТАРЕИ

Аварийный вибратор самодельный

Обычно степень заряженности аккумуляторной батареи оценивают по показаниям денсиметра (см гл. 1), но пользоваться им когда батарея стоит на автомобиле, не очень удобно, да и времени на измерение плотности электролита в каждом аккумуляторе уходит много. Однако заряженность батареи можно оценивать не только по плотности электролита, но и по значению пропорциональной ей «равновесной» ЭДС. Правда, величина этого параметра при разрядке батареи, как показано в табл. 21, незначительна, и точно измерить ее обычным вольтметром не удается. Здесь нужен прибор, который измеряет не всю величину «равновесной» ЭДС, а лишь ее изменение в пределах 11,88-12,60 В.

Разработано несколько типов подобных приборов. На рис. 190 приведена схема прибора, содержащего вольтметр со шкалой 1-3 в, два стабилитрона D1 и D2 типа Д808-Д811, Д814Г и кнопку Кн включения прибора.

Аварийный вибратор с уазика схема

Стабилитроны подберите так, чтобы при напряжении 12,6 В стрелка вольтметра отклонялась на всю шкалу. Вольтметр проградуируйте в процентах заряженности батареи, выделив зеленым цветом зону между 100% и 75% (батарея заряжена нормально), желтым цветом - зону между 75% и 50% (пониженная заряженность батареи) и, наконец, красным цветом - зону от 50% до 25% (недопустимо низкая заряженность батареи). Вольтметр целесообразно встроить в щиток приборов автомобиля, а все остальные элементы разместить в удобном месте. При нажатии на кнопку Кн прибор достаточно точно покажет вам степень заряженности батареи, но лишь при условии, что перед замером батарея достаточно долго (хотя бы один час) не работала, поэтому пользоваться прибором целесообразно утром перед запуском двигателя.

10.2. ЗАЩИТА КОНТАКТОВ ОТ ПОДГОРАНИЯ

На автомобилях, оснащенных стартерами 421.3708, со временем обгорают или окисляются дополнительные контакть тягового реле, предназначенные для шунтирования (выключения) дополнительного резистора катушки зажигания при пуске двигателя. Это приводит к затруднению пуска двигателя, особенно в холодную погоду.

Чтобы улучшить условия пуска, подключите между тяговым реле и катушкой зажигания диод, как показано на рис. 191. При пуске, когда включается тяговое реле стартера, напряжение аккумуляторной батареи подается на катушку зажигания через диод, минуя дополнительное сопротивление.

Аварийный вибратор с уазика схема

Аварийный вибратор на УАЗ схема

После пуска двигателя тяговое реле стартера отключается и напряжение батареи подается на катушку зажигания через дополнительный резистор. Можно использовать любой диод с током не менее 10 А и напряжением не ниже 200 В, например Д214.

При выключении стартера в обмотке его тягового реле возникает значительная электродвижущая сила самоиндукции которая вызывает подгорание контактов выключателя зажигания. Для уменьшения тока самоиндукции проходящего через контакты выключателя зажигания поставьте параллельно обмотке тягового реле диод V (рис. 192).

10.3. МНОГОИСКРОВОЕ ЗАЖИГАНИЕ

Для обеспечения пуска двигателя зимой в морозные дни можно сделать простую схему, обеспечивающую многодисковый разряд на электродах свечи. Для этого используйте обычное реле с размыкающимися контактами (РС701,111.3747 или 112.3747) и тумблер для коммутации двух цепей. Соберите схему, показанную на рис. 193 (здесь использовано реле 112 3747). Схема работает следующим образом: при пуске включается тумблер 3, и напряжение питания подается на обмотку реле 1, которое начинает размыкать и замыкать контакты 2 с частотой примерно 300 Гц, обеспечивая многоискровый разряд на свечах. После пуска двигателя тумблер 3 выключается и устройство отключается.

Аварийный вибратор зажигания УАЗ

10.4. ПРИБОР ДЛЯ ОПРЕДЕЛЕНИЯ УГЛА ЗАМКНУТОГО СОСТОЯНИЯ КОНТАКТОВ

Определение угла замкнутого состояния контактов основано на измерении среднего напряжения на контактах прерывателя. Величина этого напряжения пропорциональна величине времени замкнутого состояния контактов, которое, в свою очередь, определяется углом замкнутого состояния контактов. Этот способ определения угла замкнутого состояния контактов используется в ряде автотестеров. При отсутствии автотестера для измерения среднего напряжения на контактах прерывателя вы можете собрать прибор по несложной схеме, показанной на рис. 194.

Угол замкнутого состояния контактов определяют по показаниям вольтметра по формуле

Аварийный вибратор зажигания УАЗ

где:

φз - угол замкнутого состояния контактов;

Ucт - напряжение на выходе стабилитрона, В;

Uк - среднее значение напряжения на контактах прерывателя, В.

Работа с прибором заключается в следующем. Запустите двигатель и установите обороты холостого хода. Затем соедините вывод «а» прибора с клеммой «+Б» катушки зажигания, а вывод «б» - с «массой».

Аварийный вибратор УАЗ схема

Вольтметр при этом покажет напряжение на выходе стабилитрона Uст. После этого перенесите вывод «а» прибора на зажим низкого напряжения распределителя (зажим прерывателя). В этом случае вольтметр показывает среднее напряжение на контактах прерывателя Uк . По формуле, приведенной выше, рассчитайте угол замкнутого состояния контактов.

10.5. СТОЙКА ДЛЯ КРЕПЛЕНИЯ КОНТАКТНОЙ ГРУППЫ РАСПРЕДЕЛИТЕЛЯ

Аварийный вибратор УАЗ схема

Винты крепления контактной группы распределителя 30.3706 при регулировании угла зажигания очень неудобно отворачивать. Если ротор не снят, то отвертка входит в шлицы винтов с перекосом, поэтому постоянно соскакивает и портит их. Для удобства рекомендуется использовать специальный ключ (см. гл. 3). Однако проще заменить винты специальными резьбовыми стойками, показанными на рис. 195, которые легко отворачиваются обычным (рожковым) ключом «на 8».

10.6. УСТРОЙСТВО ДЛЯ ОБОГРЕВА ЗАДНЕГО СТЕКЛА АВТОМОБИЛЯ

В автомобилях «Ода» обогрев заднего стекла не предусмотрен. Чтобы устранить этот недостаток, разберите старый конденсатор, и из его никелевой фольги толщиной 0,05 мм нарежьте полоски шириной 5 мм, длиной 450 мм и спаяйте их концы. Полученную «гармошку» из 16 кусков наклейте на стекло, как показано на рис. 196, и через выключатель соедините с бортовой сетью автомобиля.

Аварийный вибратор УАЗ 5102 3747

10.7. АМПЕРМЕТР НЕ ПОМЕШАЕТ

Для контроля за работой системы электроснабжения в автомобилях «Ода» установлен вольтметр. Полную информацию о работе генератора и аккумуляторной батареи можно получить, если автомобиль, кроме того, снабжен амперметром.

Аварийный вибратор УАЗ 5102 3747

Амперметр подключают между генератором и батареей (рис. 197). Амперметр должен иметь двустороннюю шкалу с пределами измерений 30-0-30 А. Можно использовать амперметры электромагнитной или магнитоэлектрической системы - как применяемые на автомобилях так и выпускаемые промышленностью для других целей (например, амперметры М2001 и М4233).

Одновременное использование амперметра и вольтметра дает возможность определить практически любую неисправность в системе электроснабжения. Если при включении зажигания и энергопотребителей (например, дальнего света фар) амперметр ничего не показывает или показывает бросок разрядного тока, то неисправны (обрыв или короткое замыкание), скорее всего, цепи, соединяющие батарею и энергопотребителя.

После запуска двигателя показания амперметра характеризуют режим зарядки батареи и работу генератора. Если при запуске стрелка амперметра медленно отклоняется в сторону зарядки, возможно, что проскальзывает приводной ремень генератора. Дрожание стрелки амперметра свидетельствует о том, что, вероятно, в генераторе загрязнены контактные кольца или изношены щетки.

10.8. ПРОСТОЙ МАНОМЕТР

Аварийные приборы на УАЗ

Аварийные приборы на УАЗ

На автомобилях «Ода» отсутствует измеритель давления масла в системе смазки, а есть только датчик и контрольная лампа, сигнализирующая об аварийном давлении масла. В этих автомобилях в качестве манометра можно использовать штатный указатель уровня топлива. Для этого надо вывернуть датчик аварийного давления масла и на его место установить штуцер, применяемый на автомобилях ВАЗ-2106. Подобный штуцер можно изготовить и самостоятельно (рис. 198). В штуцер вворачивают штатный датчик аварийного давления масла и дополнительно датчик давления ММ393-А, устанавливаемый на автомобилях ВАЗ-2106 Последний соединяют с указателем уровня топлива с помощью переключателя, как показано на рис. 199. Теперь указатель уровня топлива в положении I переключателя показывает уровень топлива в баке, а в положении II - давление масла, причем деление шкалы, обозначенное 4/4, соответствует давлению масла 8 кгс/см2, а деление 1/2 - давлению 4 кгс/см2.

10.9. СТАБИЛИЗАТОР НАПРЯЖЕНИЯ

Большинство отечественных переносных радиоприемников и магнитофонов имеют напряжение питания 9 В. Подключить их непосредственно к бортовой сети автомобиля можно с помощью стабилизатора напряжения, схема которого приведена на рис. 200.

Аварийное реле УАЗ

Стабилизатор дает на выходе напряжение 9 В и рассчитан на максимальный ток нагрузки 300 мА (больший ток можно обеспечить подбором резистора R21). Выходное напряжение стабилизатора регулируется подстроечным резистором R4 типа СПЗ-27а или СПЗ-16, а появление необходимого выходного напряжения при подключении к бортовой сети автомобиля обеспечивается резистором R1. Тип всех постоянных резисторов - МЛТ- 0,125 или МЛТ-0,25.

Элементы стабилизатора размещают на печатной плате. Транзистор VT1 установите на радиаторе из дюралюминия толщиной 2-3 мм и размером 15x20 мм В качестве разъема ХР1 используйте переходник, включаемый в гнездо прикуривателя

10.10.НАДЕЖНЫЙ ПУСК ДВИГАТЕЛЯ С ПОМОЩЬЮ ПУСКОЗАРЯДНОГО УСТРОЙСТВА

Если пускозарядное устройство в отсутствие нагрузки настроено на напряжение 14 В, то при пуске его напряжение падает до

8-9 В, что не всегда обеспечивает надежную работу стартера и системы зажигания.

Аварийное реле УАЗ

Если же пускозарядное устройство настроить без нагрузки на 18-20 В, то при пуске это обеспечит надежную работу стартера и системы зажигания, но после пуска электронные приборы автомобиля будут находиться под повышенным напряжением, что может привести к выходу их из строя. Чтобы этого не произошло, подключите пускозарядное устройство к сети только на время пуска по схеме, приведенной на рис. 201. Пускозарядное устройство в этой схеме включается дополнительным реле Р только на время пуска двигателя. Как только двигатель запускается, генератор вырабатывает напряжение, которое вызывает срабатывание реле РС702 и размыкание цепи питания пускозарядного устройства

10.11. АВАРИЙНЫЙ ВИБРАТОР

Аварийное зажигание из реле рс702

На случай отказа в пути системы зажигания желательно иметь в багажнике аварийный вибратор. Аварийный вибратор, устанавливаемый, например, на автомобилях УАЗ (модели 5102.3747), представляет собой обычное электромагнитное реле, размыкающиеся контакты которого шунтируются конденсаторами (схема показана на рис. 202). Благодаря этому при подаче постоянного напряжения на реле его контакты размыкаются и замыкаются с определенной частотой. Если его подключить к первичной обмотке катушки зажигания вместо датчика и коммутатора, то вибратор будет выполнять функцию этих элементов системы зажигания, т.е. периодически прерывать цепь первичной обмотки зажигания. Правда, это прерывание не будет синхронизировано с угловым положением коленчатого вала двигателя. Но это не беда - частота работы реле вибратора такова, что во всех цилиндрах двигателя в такте сжатия происходит зажигание рабочей смеси. Другими словами, при подключении аварийного вибратора двигатель будет работать, но не в оптимальном режиме. Зато можно будет без проблем доехать до гаража и серьезно заняться диагностикой и ремонтом системы зажигания.

Аварийное зажигание вибратор

Аварийный вибратор можно сделать самому. Для этого достаточно иметь обычное электромагнитное реле с переключающимися контактами (например, реле 111.3747) и два конденсатора емкостью 0,2 мкФ. При этом нужно иметь в виду, что сопротивление обмотки такого реле велико и подключать его так, как подключают аварийный вибратор промышленного изготовления, нельзя: ток в первичной цепи системы зажигания будет слишком мал для создания надежной искры на свечах. Поэтому соберите вибратор по схеме (рис. 203), несколько отличающейся от схемы вибратора 5102.3747. Все элементы вибратора целесообразно установить на изолированном основании и закрепить его в удобном месте подкапотного пространства, желательно вблизи катушки зажигания. Подключение вибратора при отказе штатной системы зажигания показано на рис. 204. Не забудьте перед подключением вибратора отключить систему ЭПХХ (снять провод с электроклапана и заизолировать его).

Аварийное вибратор на УАЗ

Аварийное вибратор на УАЗ

При выходе из строя прерывателя контактной системы зажигания роль аварийного вибратора может исполнить любое автомобильное электромагнитное реле с нормально разомкнутыми контактами. Соедините между собой выводы «87» и «86», а также выводы «30» и «85». Общие выводы реле подключить к катушке зажигания, как показано на рис. 205.

10.12.СХЕМА ПРИНУДИТЕЛЬНОГО ВКЛЮЧЕНИЯ ВЕНТИЛЯТОРА ОХЛАЖДЕНИЯ ДВИГАТЕЛЯ

Электровентилятор системы охлаждения двигателя иногда не включается из-за отказа датчика, реле или отсутствия контакта в цепи питания. Чтобы обезопасить двигатель от перегрева, целесообразно собрать и провести дополнительную цепь принудительного включения электровентилятора (рис. 206). Выключатель электровентилятора нужно разместить на панели приборов, например, на месте, предусмотренном для часов.

УАЗ отключить аварийный вибратор

УАЗ отключить аварийный вибратор

10.13. УДОБНОЕ КРЕПЛЕНИЕ МИКРОВЫКЛЮЧАТЕЛЯ ЭПХХ

Облегчить регулировку микровыключателя на автомобилях ИЖ-2126-020 можно, заменив нижний винт его крепления на самодельный болт с удлиненной шестигранной головкой (рис 207). Отрегулировать болт торцовым или рожковым ключом значительно проще, чем отверткой — штатный винт

Электрооборудование автомобилей ИЖ-2126 ОДА
В.В. Литвиненко

  [1] 2 3 4 »


Читайте также:

abzalhic
2012-05-12 07:14:44
Электроприборы самая сложная часть любого оборудования. Сделать их самостоятельно, да так чтобы он не уступал по качеству оригиналу сложней вдвойне. Здесь наглядно представлены макеты, схемы, чертежи тех оборудовании которых можно сделать самостоятельно. Получил массу полезной информации.
[Ответить]

Страницы: 1


Оставить комментарий
Ваше имя: *
Ваша почта: ?

Комментарий: *

Бортовой компьютер показывает узск 47 Градусов Бортовой компьютер показывает узск 47 Градусов 5102 3747 схема подключения
5102 3747 принцип работы 5102 3747 принцип работы 1123747 реле
1123747 ваз 1123747 ваз Аварийный вибратор
Аварийный вибратор Аварийный вибратор Аварийный вибратор

Введите символы: *
Аварийный вибратор
Обновить




222555

Обратная связь | Фотогалерея | Книги по автомобилям
© 2008-2017 CarLines.ru