При эксплуатации автомобилей время их движения с постоянной скоростью невелико. Большую часть времени автомобили движутся ускоренно или замедленно, а также накатом. Особенно большая неравномерность движения наблюдается при эксплуатации автомобилей в городских условиях.
Величина ускорения, развиваемого автомобилем, в значительной мере характеризует его тяговые свойства: чем выше ускорение, тем выше средняя скорость движения, а следовательно, и тяговые свойства автомобиля.
Величину ускорения j определяют из уравнения (39):
График ускорения в зависимости от скорости движения строят для полностью груженого автомобиля при условии его движения по горизонтальной дороге с асфальтобетонным покрытием в хорошем состоянии, для которой принимают ψ = f = 0,015.
Значения динамического фактора D берутся по динамической характеристике автомобиля.
Коэффициент δ учета вращающихся масс определяется для каждой передачи по формуле (24).
На рис. 18 приведен график ускорений легкового автомобиля. Точки b и с пересечения кривых ускорений определяют скорости va 1-2 и va 2-3 , при которых следует производить переключение передач, чтобы интенсивность разгона была максимальной.
Величина ускорения на первой передаче грузового автомобиля может быть меньше, чем на второй передаче, что объясняется большим значением передаточного числа первой передачи, значительно увеличивающим коэффициент учета вращающихся масс. Поэтому разгон целесообразно начинать со второй передачи, а первую передачу использовать при преодолении автомобилем больших дорожных сопротивлений.
Время разгона определяют, используя график ускорений, для чего кривую ускорений разбивают на ряд одинаковых участков (см. рис. 18). При этом предполагается, что на каждом участке от v1 до v2, от v2 до v3 и т. д. автомобиль разгоняется с постоянным ускорением jcp:
где jн — ускорение в начале участка;
jK — ускорение в конце участка.
Рис. 18. График ускорений легкового автомобиля
При изменении скорости на участке от vн (скорость в начале участка) до vK (скорость в конце участка) среднее ускорение равно приращению скорости ∆va, деленному на время tn движения на участке:
Где
Отсюда
Общее время разгона получается суммированием времени разгона отдельных участков:
Путь разгона на участке Sn определяется при помощи графика времени разгона по формуле
где vср — средняя скорость на участке в км/ч.
Средняя скорость на участке принимается равномерной и определяется по формуле
Путь разгона S от минимальной скорости до заданной определяется суммированием пути разгона всех предыдущих участков:
Теория и конструкция автомобиля. Кленников В. М., Кленников Е. В. - 1967
|