Форсунка механическая (инжектор) 15 подает газ во впускную трубу двигателя как можно ближе к впускному клапану. Форсунка диафрагменного типа работает в пассивном режиме, т.е. не управляется ЭБУ. Она поддерживает избыточное давление в магистрали подвода газа от блока-распределителя к форсунке.
Сжиженный нефтяной газ под давлением 1,6 МПа из баллона по газопроводу высокого давления поступает в электромагнитный запорный газовый клапан 8 с фильтром, установленный на двухступенчатом редукторе-испарителе 7. Затем газ поступает в первую ступень редуктора. В полости первой ступени происходит снижение давления газа до 0,2 МПа с одновременным переходом газа из жидкого состояния в парообразное. В полости второй ступени завершается переход газа в парообразное состояние и на выходе из нее создается рабочее давление. Для обеспечения испарения газа и компенсации при этом тепловых потерь в редуктор подается жидкость из системы охлаждения двигателя, которая циркулирует в специальной полости, выполненной в виде теплообменника.
Блок-распределитель газа 9 с помощью дозатора 5, оснащенного шаговым электродвигателем, подает к каждому цилиндру двигателя равные порции испаренного газа. Через механические форсунки (инжекторы) 15 газ поступает во впускную трубу 11 непосредственно в зону перед впускными клапанами каждого цилиндра.
Пуск двигателя автоматически происходит на бензине, даже если переключатель вида топлива 3 находится в положении «Газ». Затем система плавно переводится на питание газом.
В электронный блок управления (ЭБУ) 1 от штатных датчиков системы управления двигателем поступает следующая информация:
- частота вращения коленчатого вала двигателя (датчик 12);
- положение дроссельной заслонки (датчик 10);
- концентрация кислорода в отработавших газах (датчик 13).
Абсолютное давление во впускной трубе и температуру жидкости, поступающей в редуктор-испаритель, контролируют датчик 6 и датчик температуры, установленный на редукторе.
ЭБУ считывает информацию от датчиков и в соответствии с поступающими сигналами приводит в действие исполнительный механизм (шаговый электродвигатель), управляющий дозатором.
В результате такой коррекции двигатель при любом режиме работает на газовоздушной смеси оптимального состава, что не только повышает топливную экономичность, но и снижает количество токсичных веществ в отработавших газах.
ЭБУ может работать в двух основных режимах - без обратной связи и с обратной связью.
В первом режиме ЭБУ рассчитывает величину проходного отверстия дозатора на основе главных параметров -частоты вращения коленчатого вала двигателя и давления во впускной трубе. На диаграмме показан диапазон работы шагового электродвигателя дозатора в зависимости от частоты вращения коленчатого вала и давления. Диапазон составляет 256 шагов, что соответствует 100% открытия проходного сечения отверстия дозатора. За нулевое положение принято полностью закрытое отверстие для прохода газа из редуктора через дозатор.
Давлением газа, подаваемого из редуктора в блок-распределитель в зависимости от нагрузки, управляют вакуумным способом - прямым соединением редуктора с впускной трубой. При увеличении нагрузки давление газа увеличивается и в двигатель поступает большее количество газа даже при неполном открытии дозатора.
Во втором режиме двигатель начинает работать с обратной связью после прогрева лямбда-зонда 13 до температуры 300-350 °С. При этом газ дозируется и с учетом состава отработавших газов.
В ЭБУ встроена диагностическая система. При возникновении неисправности в газовой системе или при выходе из строя какого-либо датчика загорается контрольная лампа на блоке и код ошибки заносится в его память. Информацию о неисправности можно получить при помощи специального тестера через диагностический разъем 2 или определить ее вид по миганию индикатора в переключателе вида топлива 3. Для каждой неисправности существует свой код, который выдается в виде различных комбинаций погашенного и зажженного состояний индикатора.
Автор: Золотницкий В.А. |