Коэффициенты аэродинамики всех автомобилей мира Аэродинамические свойства форм автомобилей различных эпох Аэродинамические характеристики автомобилей
Аэродинамические характеристики авто
Аэродинамические характеристики современные автомобилей
Расширенный поиск
    

  [Раздел: / Дата: 27.11.11 23:31]

 

Представим себе, что автомобиль движется со скоростью va и подвергается воздействию ветра (рис. 24), дующего под углом β к продольной оси автомобиля со скоростью vB.

Аэродинамические характеристики автомобилей

Рис. 24. Схема воздействия ветра на автомобиль

Тогда вектор равнодействующей скорости vp воздушного потока будет направлен под углом τ к продольной оси автомобиля, причем

Аэродинамические характеристики авто

При этом аэродинамические силы и моменты, действующие на автомобиль, будут определяться величинами va, vB, β, формой и размерами автомобиля. На рис. 25 показаны частичные аэродинамические характеристики для автомобилей, имеющих параллелепипедную и каплеобразную формы. Они представляют собой кривые сх(τ); су(τ) и mz(τ) в пределах τ = 0-45°.

Именно эти величины определяют собой затраты мощности двигателя, расход топлива, управляемость и устойчивость автомобиля, т. е. его основные эксплуатационные качества. Пределы изменения угла τ = 0-45° вполне соответствуют реальным условиям движения автомобиля, так как очень мало вероятно, чтобы боковая составляющая скорости ветра превышала сумму продольной составляющей этой скорости и скорости движения автомобиля.

Аэродинамическое лобовое сопротивление Волга 2401

Рис. 25 Частичные аэродинамические характеристики автомобилей:

а—параллелепипедной формы; б—каплеобразной формы

Для необтекаемого автомобиля коэффициент лобового сопротивления возрастает от сх≈0,85 при τ = 0 до сх ≈ 1,00 при τ = 25°, а затем снижается до сх≈0,8 при τ = 45°. Коэффициенты су боковой силы и mz поворачивающего момента увеличиваются по линейному закону в пределах cy≈0,00-2,25, а mz≈0,00-0,35. Для автомобиля идеально обтекаемой формы (рис. 25, б) коэффициент лобового сопротивления уменьшается с увеличением угла натекания воздушного потока от 0 до 30° в пределах сх≈0,045-0,00, а затем становится отрицательным, достигая при τ = 45° значения сх≈ —0,11. Коэффициент боковой силы с увеличением угла τ возрастает в пределах су=0,0-1,8; коэффициент поворачивающего момента увеличивается от mz = 0 при τ = 0 до mz≈0,25 при τ = 30°, а затем несколько снижается до значений mz ≈ 0,20 при τ = 45°.

Итак, при отсутствии бокового ветра и одинаковой лобовой площади обтекаемый автомобиль будет испытывать лобовое сопротивление приблизительно в 17 раз меньшее, чем необтекаемый, а при углах натекания воздушного потока, превышающих 30°, для обтекаемого автомобиля сила Рх из силы сопротивления превращается в движущую силу. Точка (см. рис. 24) приложения равнодействующей аэродинамических сил носит название метацентра. Ее расстояние l от центра тяжести автомобиля является плечом аэродинамического момента, стремящегося повернуть автомобиль. Этот момент у автомобиля обтекаемой формы будет больше, чем у автомобиля необтекаемой формы в связи с большей величиной плеча.

При отсутствии контакта с поверхностью дороги оба автомобиля под действием поворачивающего момента стремились бы встать перпендикулярно к воздушному потоку, если бы он не совпадал с их продольными осями. Аэродинамическая устойчивость имеет очень большое значение и для ее улучшения на автомобилях обтекаемой формы в их задней части приходится ставить специальные стабилизирующие поверхности.

Представление ветра в виде вектора, имеющего постоянные величину и направление, весьма условно, так как обычно ветер не однородное течение, имеющее по всей своей массе одинаковые скорость и направление, а состоит из последовательной смены коротких порывов и периодов затишья. Шероховатость и неодинаковая степень нагретости различных участков земной поверхности способствуют образованию вихрей.

Для климатических условий большинства местностей России и Европы средняя скорость ветра редко превосходит 10 м/сек, причем большие величины характерны для северных областей и морских побережий. Скорость и направление ветра обычно изменяются в зависимости от времени суток и года. В ночные часы скорость ветра наименьшая; после восхода солнца она увеличивается и достигает максимума в послеполуденные часы, а затем снова начинает уменьшаться. Скорость ветра в солнечные часы суток превышает средние величины на 30—50%. Эти закономерности более ярко проявляются летом в ясные дни и, наоборот, сглаживаются в пасмурные дни и зимой.

Годовые изменения скорости ветра различны в разных климатических районах и зависят от местных условий. Для большинства областей России (за исключением Восточной Сибири) летние месяцы дают меньшую среднюю величину скорости ветра, чем зимние.

Зависимость угла τ натекания на автомобиль воздушного потока от скорости движения автомобиля и скорости бокового ветра (β = 90°) показана на рис. 26, а.

Аэродинамика газ 21

Рис. 26. Зависимость угла натекания на втомобиль воздушного потока:

а—от скоростей движения автомобиля va и бокового ветра vB при β=90°; б—от направления и скорости ветра vB при va=100 км/ч

Зависимость угла τ от направления и скорости ветра при постоянной скорости движения автомобиля (vа = 100 км/ч) приведена на рис. 26, б.

Для обычных условий движения угол натекания на автомобиль воздушного потока не превышает 20° и лишь при движении с малыми скоростями и боковом ветре более 10 м/сек может достичь 30°. Однако в последнем случае аэродинамические силы будут невелики. В связи с этим рассмотрим лишь в пределах изменения τ = 0—20° частичные аэродинамические характеристики автомобилей. В качестве примера на рис. 27 приведены аэродинамические характеристики моделей легковых автомобилей ГАЗ-21, ГАЗ-24, ГАЗ-13, ГАЗ-22 и трех автомобилей с кузовами необтекаемой, хорошо обтекаемой и К-формы.

Аэродинамические характеристики авто

Рис. 27. Аэродинамические характеристики моделей автомобилей:

а — ГАЗ-21; б — ГАЗ-22; в — ГАЗ-24-3; г — ГАЗ-13; д — с кузовом необтекаемой формы; е — с кузовом К-формы; ж — с кузовом хорошо обтекаемой формы

Частичная аэродинамическая характеристика модели легкового автомобиля ГАЗ-21 приведена на рис. 27, а. Коэффициент лобового сопротивления при осесимметричном обтекании сх = 0,325, а при изменении угла натекания возрастает. При угле натекания воздушного потока τ = 20° сх возрастает до 0,375, т. е. увеличивается на 15,4%. При этом наиболее резкое возрастание сх отмечается после достижения τ=15°. Коэффициент боковой силы су для модели ГАЗ-21, так же как и для моделей других автомобилей имеет линейную зависимость от угла натекания τ и достигает при τ = 20° значения су = 0,750. Коэффициент поворачивающего момента тz быстро возрастает при увеличении τ до 15°, а затем этот рост замедляется и при τ = 20° коэффициент тz = 0,136.

Замена стандартного кузова автомобиля ГАЗ-21 «Волга» кузовом типа «Универсал» (модель автомобиля ГАЗ- 22) существенно меняет его аэродинамическую характеристику (рис. 27, б). Если при нулевом и малых значениях угла τ натекания воздушного потока коэффициент лобового сопротивления сх для модели автомобиля ГАЗ-22 имеет даже несколько меньшие значения, чем для ГАЗ-21, то по мере увеличения угла τ он быстро возрастает и при τ>5° значительно превосходит значения сх для ГАЗ-22, достигая при τ = 20° величины сх≈0,45. Линейное изменение су характерно также и для модели автомобиля ГАЗ-22. Кроме того, при всех величинах τ коэффициент боковой силы превосходит соответствующие значения су для модели автомобиля ГАЗ-21. Однако значения mz для модели автомобиля ГАЗ-22 очень невелики и лаже при τ = 20° остаются <0,1.

Частичная аэродинамическая характеристика модели автомобиля ГАЗ-24-3, сменившего автомобиль ГАЗ-21 (рис. 27, а), показана на рис. 27, в. Сравним аэродинамические характеристики этих двух автомобилей. Большая работа по определению формы кузова модели автомобиля ГАЗ-24 позволила снизить коэффициент лобового сопротивления при осесимметричном обтекании до сх = 0,270, т. е. почти на 17%.

Однако по мере увеличения угла натекания этот коэффициент быстро возрастает, начиная с τ = 5°. При τ = 20° коэффициент сх = 0,355, т.е. отличается от аналогичного значения для модели автомобиля ГАЗ-21 лишь на 5,3%. Это объясняется несколько более угловатой формой автомобиля ГАЗ-24 в плане. Обычно движение автомобиля происходит при натекании воздушного потока, в той или иной степени отличном от осесимметричного, поэтому и выигрыш в затратах мощности двигателя на преодоление сопротивления воздуха у модели автомобиля ГАЗ-24-З по сравнению с моделью автомобиля ГАЗ-21 будет несколько меньше 17%.

Коэффициент боковой силы су для модели автомобиля ГАЗ-24 превысит коэффициент су для модели автомобиля ГАЗ-21 при одинаковых углах натекания и при τ = 20° составит су — 0,860, т. е. станет больше на 14,7%. Коэффициент поворачивающего момента у модели автомобиля ГАЗ-24 возрастает более плавно, чем у модели автомобиля ГАЗ-21, но по абсолютным значениям при всех углах натекания остается меньшим, достигая при τ = 20° лишь mz = 0,068.

Для модели автомобиля ГАЭ-13 (рис. 27, г) характерно постоянство коэффициента лобового сопротивления при небольших углах натекания воздушного потока. Например, если τ≈0-10°, то сх≈0,370, а если τ = 20°, то сx≈ 0,400.

Модель автомобиля с кузовом необтекаемой формы имеет аэродинамическую характеристику, показанную на рис. 27, д, и отличающуюся большими значениями коэффициентов сх и су и малыми величинами mz. Коэффициент лобового сопротивления у модели такого автомобиля выше, чем у остальных рассматриваемых моделей, и изменяется в зависимости от угла натекания воздушного потока в пределах сх=0,50-0,55; коэффициент боковой силы су>1,4, коэффициент поворачивающего момента mz<0,2.

Частичная аэродинамическая характеристика модели обтекаемого автомобиля с кузовом К-формы приведена на рис. 27, е. Для этой модели автомобиля характерны очень малые значения коэффициента лобового сопротивления при всех углах натекания воздушного потока с пределами изменения от сх≈0,20 при τ = 0° до сх≈0,29 при τ = 20°. Коэффициент боковой силы для модели автомобиля К-формы мало отличается от аналогичного коэффициента для модели автомобиля ГАЗ-21 и при τ = 20° составляет сy≈0,70. То же самое можно сказать и о характере кривой mz.

Аэродинамическая характеристика модели хорошо обтекаемого автомобиля показана на рис. 27, ж. Такая модель характеризуется очень малыми значениями коэффициента лобового сопротивления сх = 0,18, сохраняющимися неизменными при τ<20°, а при больших углах еще уменьшающимися и, наоборот, значительными величинами коэффициента mz путевого момента, резко увеличивающегося при возрастании угла τ натекания воздушного потока до 20°.

Следовательно, коэффициент лобового сопротивления может изменяться в зависимости от формы кузова в очень широких пределах: от 0,18 для модели хорошо обтекаемого автомобиля (τ = 0°) до 0,50 и выше для моделей легковых автомобилей с кузовами, спроектированными без учета требований аэродинамики: При этом для моделей плохо обтекаемых автомобилей с возрастанием угла τ натекания воздушного потока в пределах, представляющих практический интерес, коэффициент лобового сопротивления увеличивается, а для автомобилей хорошо обтекаемой формы сохраняется постоянным и даже уменьшается. Коэффициент су боковой силы характеризуется линейной зависимостью от τ, а коэффициент тг путевого момента имеет наибольшие значения для автомобилей хорошо обтекаемых форм. Таким образом, легковые автомобили, имеющие малое лобовое сопротивление, отличаются плохой аэродинамической устойчивостью.

Автор: Е.В. Михайловский

 


Читайте также:




Оставить комментарий
Ваше имя: *
Ваша почта: ?

Комментарий: *

Аэродинамика газ 21 Аэродинамические коэффициенты Волга 21 Коэффициент аэродинамики легковых автомобилей
Аэродинамические свойства газ 24 Аэродинамические коэффициенты Волга 21 Коэффициент аэродинамики легковых автомобилей
Аэродинамические свойства газ 24 Аэродинамические коэффициенты Волга 21 Коэффициенты аэродинамики всех автомобилей мира
Аэродинамические свойства форм автомобилей различных эпох Аэродинамические характеристики автомобилей Коэффициенты аэродинамики всех автомобилей мира

Введите символы: *
Аэродинамические свойства форм автомобилей различных эпох
Обновить




222555

Обратная связь | Фотогалерея | Книги по автомобилям
© 2008-2024 CarLines.ru