Контрольные приборыАмперметр состоит из латунной шины 2, постоянного магнита 3, стрелки 1 с противовесом 5 и стальным якорьком 4. Пока ток через амперметр не проходит, стрелка удерживается в среднем положении (против нуля шкалы) действующим на ее якорек магнитным полем постоянного магнита. При прохождении тока по шине 2 вокруг нее образуется магнитное поле, которое воздействует на якорек стрелки и отклоняет ее от нуля шкалы. Величина отклонения зависит от силы тока, а сторона, куда отклоняется стрелка, — от его направления.
Схема электромагнитного амперметра 2 — шина; 3 — постоянный магнит; 4 — якорек стрелки; 5 — противовес.
Амперметр включен между генератором и аккумуляторной батареей (смотрите рисунок Схема соединений генератора). При таком включении амперметр всегда показывает силу зарядного или разрядного тока батареи; при заряде стрелка отклоняется вправо, при разряде — влево. Указатель уровня топлива магнитоэлектрическийОн состоит из собственно указателя, помещенного на щитке приборов автомобиля, и датчика, установленного на верхней стенке топливного бака. В корпусе указателя находятся две катушки, геометрические оси которых расположены под углом 90° друг к другу, и стрелка 6, жестко укрепленная на общей оси с постоянным магнитом 3. На одной из катушек имеются обмотки 5 и 5 с взаимно противоположным направлением витков, на другой катушке — одна обмотка 7. Датчик представляет собой проволочный реостат 1. Его скользящим контактом управляет поплавок 2, положение которого зависит от уровня топлива в баке.
Схема включения Датчик указателя температуры охлаждающей жидкости представляет собой термистер — полупроводниковое сопротивление, величина которого резко меняется в зависимости от температуры жидкости в системе охлаждения. Шкалы данных приборов соответственно проградуированы в кгс/см2 и в °С. Контрольные лампыУстанавливаемые на щитке приборов автомобиля, применяют самостоятельно или в дополнение к контрольным приборам, снабженным шкалой. Контрольная лампа указателя поворотов сигнализирует мигающим светом о нормальном действии включенного указателя. Контрольная лампа включения дальнего света фар, соединенная параллельно соответствующим нитям накала ламп фар, сигнализирует водителю о включенном дальнем свете. Контрольная лампа заряда аккумуляторных батарей включена параллельно контактам реле обратного тока. Ее горение при включенном зажигании указывает на отсутствие заряда батарей (у автомобиля ГАЗ-53А, оснащенного генератором постоянного тока, эта лампа заменяет амперметр). Контрольная лампа аварийного давления масла включена в цепь аккумуляторной батареи через датчик, контакты которого замыкаются или размыкаются диафрагмой, прогибающейся вследствие изменения давления масла в системе смазки. Лампа загорается при падении давления ниже допустимого. Контрольная лампа температуры охлаждающей жидкости включена в цепь батареи через помещенный в радиаторе системы охлаждения датчик, контакты которого замыкаются и размыкаются биметаллической пластинкой, изгибающейся при изменении температуры. Лампа загорается при повышении температуры жидкости сверх 100 °С. Вспомогательные приборыК этим приборам автомобиля относятся электрические стеклоочистители, отопители, устройства для обдува ветрового стекла и т. д. Указанные приборы снабжены электродвигателями мощностью до 25 вт, питающимися током от аккумуляторной батареи или генератора системы электрооборудования автомобиля. Устройство и действие этих приборов описано в Дополнительном оборудовании кузова (кабины). ПредохранителиВ цепи системы электрооборудования включают последовательно плавкие или термобиметаллические предохранители для защиты в случае короткого замыкания проводов, приборов от перегрева и перегорания, а батареи от сильного разряда и коробления пластин.
Предохранители Вставки занумерованы цифрами, нанесенными на панели. Цепи, защищаемые каждой из вставок, указаны в табличке, наклеенной на внутренней поверхности крышки блока.
Термобиметаллический кнопочный предохранитель, устанавливаемый на автомобиле ГАЗ-53А, состоит из корпуса 4 с контактами 7 и 9 и зажимами 3 и 5, биметаллической (двухслойной) пластины 5 и кнопки 6 с пружиной. При включении потребителя, в цепи которого установлен предохранитель, через зажим 8, контакт 7, биметаллическую пластину 5, контакт 9 и зажим 3 протекает ток. Если его сила превышает нормальную, биметаллическая пластина сильно нагревается. Из-за неодинакового коэффициента расширения металлов пластины она изгибается, как показано на рисунке б штриховыми линиями, и размыкает цепь. Чтобы восстановить действие потребителя, необходимо, предварительно устранив короткое замыкание в его цепи, нажать кнопку б, которая возвратит биметаллическую пластину в первоначальное положение. Биметаллическая пластина предохранителя центрального переключателя света автомобиля ГАЗ-51А после остывания сама возвращается в исходное положение. Если не устранить короткое замыкание в цепи, этот предохранитель продолжает периодически размыкать неисправную цепь, снижая среднюю силу тока в ней и сигнализируя о неисправности характерными щелчками. «Автомобиль», под. ред. И.П.Плеханова |