Автопрокат в России: начало
История отечественного автопроката берет начало в далеких уже пятидесятых годах прошлого века, когда вдохновленный размахом бизнеса во враждебных Штатах Никита Сергеевич Хрущев выступил с инициативой создания аналога в Советском Союзе. Чрезмерно инициативного генсека вскоре сместили, и от советского автопроката осталась только память в виде небольшой статьи в «Огоньке» и кадра в рязановской комедии. В девяностые попытку возрождения рынка предприняли зарубежные компании, конкуренцию им пытались составить и местные дельцы, но зачинание прекратилось, едва начавшись – дефолт 98-го года прошелся по рынку, как чума. Новые игроки пришли на рынок на рубеже веков. С тех пор он постепенно, пусть и медленными темпами, развивался, и в наши дни общий объем рынка составляет что-то около 40 миллионов долларов в год. Стоит отметить, что наиболее быстрые темпы роста отмечаются как раз-таки в последние годы – в основном это связывают с улучшением качества жизни в обеих столицах.
Двухтысячные: взять в аренду автомобиль – модно.
Одной из составляющих развития автопрокатного бизнеса на рубеже веков стала мода на фешенебельные авто. В начале столетия взять в аренду автомобиль бизнес-класса, чтобы отпраздновать свадьбу, юбилей, просто чтобы красиво приударить за девушкой, вошло в норму. Мода прошла, а автопрокатные компании остались. Равно как и привычка у многих людей брать авто напрокат.
Сейчас взять в аренду автомобиль – уже не роскошь. Чаще всего люди берут напрокат машину, чтобы не остаться без автомобиля на длительный срок – например, после аварии или угона, когда личное авто дожидается очереди на ремонт в сервисном центре. Нередки случаи аренды авто для того, чтобы прокатиться на дачу.
Перспективы российского рынка автопроката.
Пожалуй, самая характерная современная тенденция российского автопроката – то, что рынок аренды машин в Санкт-Петербурге и Москве на десятилетия опережает региональный рынок. В обеих столицах ведущие компании практически ни в чем не уступают мировым стандартам. Растет и само количество автопрокатных фирм. В последние годы их число увеличилось настолько, что цены на аренду немного снизились в результате возникшей конкуренции.
Несмотря на стабильное развитие рынка, многие эксперты весьма осторожны в оценках его перспектив. Причиной тому служит перенасыщенность столичных рынков. Вместе с тем автосалон Шкода в Астрахани еще не исчерпал всех ресурсов для развития. Одним из таких видятся корпоративные заказы – ожидается увеличение спроса за счет заказов компаний, покупающих автомобили для своих сотрудников. И уж тем более перспективен неразвитый региональный рынок, где спрос со временем будет только расти, приближаясь к нынешним столичным масштабам. |