Колеса современных автомобилей снабжаются пневматическими
шинами, обеспечивающими колесам большую эластичность во всех направлениях:
радиальном, тангенциальном и боковом. Поэтому радиус автомобильного колеса не
является величиной постоянной, а изменяется под влиянием действующих на него
сил. Различают следующие радиусы колеса автомобиля: статический, динамический
и радиус качения.
Статическим радиусом колеса rc называется расстояние от оси
неподвижного колеса до опорной поверхности. Колесо при этом нагружено лишь
вертикальной нагрузкой. Величина статического радиуса зависит от вертикальной
нагрузки и давления воздуха в шине.
Динамическим радиусом колеса rд называется
расстояние от оси колеса до опорной поверхности, по которой оно катится. Колесо
при этом испытывает вертикальную нагрузку и подвергается воздействию окружной
и боковой сил. Поэтому величина динамического радиуса зависит не только от
вертикальной нагрузки и давления воздуха в шине, но также от скорости вращения
колеса и передаваемого момента.
Радиусом
качения колеса rк называется
радиус условного недеформирующегося колеса, которое имеет с действительным одинаковую
угловую и линейную скорости. Радиус качения колеса определяется измерением пути
Sk, пройденного
колесом за определенное число его оборотов nk:

При отсутствии проскальзывания rк =rд.
Так как радиус качения
в процессе движения автомобиля не является величиной постоянной, то при
расчетах для определения rк пользуются
приближенной формулой

где d — посадочный диаметр обода колеса в дюймах; В' — ширина профиля шины в мм.
Теория и конструкция автомобиля. Кленников В. М., Кленников Е. В. - 1967 |