Развиваемый двигателем автомобиля крутящий момент Ме передается на ведущие
колеса. В передаче крутящего момента от двигателя к ведущим колесам участвуют
сцепление, коробка передач, карданная передача, главная передача, дифференциал
и полуоси. С полуосей ведущего моста крутящий момент передается на ведущие
колеса. Крутящий момент Мк на
ведущих колесах зависит от крутящего момента Ме
двигателя, передаточных чисел в трансмиссии и механического к. п.
д. трансмиссии nм

где iK —
передаточное число коробки передач; i0 — передаточное число главной передачи. Крутящий момент Мк (рис. 2) вызывает в точке
контакта колеса с дорогой силу трения Хк
(сила противодействия дороги вращению ведущих колес), называемую
касательной или тангенциальной реакцией.

Рис. 2. Схема сил,
действующих на ведущее колесо автомобиля
Сила трения — сумма касательных реакций Хк обоих ведущих колес — равна той тяговой (или
толкающей) силе, которая передается раме автомобиля, заставляя его двигаться
вперед.
Тяговая сила Рк равна подведенному к ведущим колесам крутящему моменту Мк, деленному на радиус
качения колеса rк:

или, учитывая
выражение (5),

Кроме момента Мк и
силы Рк (реакции Хк), на ведущее колесо
автомобиля действует сила тяжести Gk, приходящаяся на колесо
и вызывающая со стороны дороги вертикальную (нормальную) реакцию Zk.
При повороте
автомобиля, при движении его по дороге с поперечным уклоном и действии на него
бокового ветра колесо воспринимает также поперечную силу Y, в
результате чего возникает боковая реакция Yk дороги.
Теория и конструкция автомобиля. Кленников В. М., Кленников Е. В. - 1967 |