Тяговая сила Рк на
ведущих колесах автомобиля (рис. 9) при его движении затрачивается на
преодоление сил сопротивления движению, т. е.
где Рφ = Pf + Ра
Это уравнение движения называют тяговым
балансом автомобиля.
Рис. 9. Схема
сил, действующих на автомобиль в общем случае движения
Подставив в формулу (33) значения сил сопротивлений движению
и тяговой силы, получим
Уравнение (34) решают графически. В системе координат Р — va наносят ряд кривых, представляющих зависимость тяговой силы от
скорости на различных передачах (рис. 10), а также кривую Рφ = f (va). Если
принять коэффициент сопротивления качению / независящим от скорости,то
графическое изображение Рφ =
f (va) будет
прямая линия, параллельная оси абсцисс.
Для определения силы сопротивления воздуха Pw задаются значениями скорости va. Значения
силы сопротивления воздуха Pw на графике силового баланса откладывают вверх от кривой Рφ, т. е. значения сил
сопротивлений Рφ и
Pw суммируются. Кривая Рφ+w определяет тяговую силу, необходимую для равномерного движения
автомобиля в заданных нагрузочных и дорожных условиях. Эта сила тяги
обеспечивается регулированием подачи топлива или изменением передаточного
числа трансмиссии.
Если сила тяги больше суммарной силы сопротивления дороги, то для
равномерного движения автомобиля нужно уменьшить подачу топлива настолько,
чтобы тяговая кривая для этой передачи снизилась и пересекла кривую Рφ+w в точке, ордината которой соответствует этой скорости.
Разность Рк — Рφ+w (кривая Рк проходит
выше кривой Рφ+w) представляет избыточную тяговую силу Ри, которая может быть использована на
преодоление дополнительного сопротивления движению или на разгон автомобиля. В
последнем случае она будет определять силу сопротивления разгону Рj По мере повышения скорости избыточная тяговая сила уменьшается.
Если кривая Рк расположена
ниже кривой Рφ+w, то
автомобиль может двигаться только замедленно.
Построив график избыточной тяговой силы, можно решать ряд задач по
определению динамических свойств автомобиля.
Однако ввиду того, что суммарная сила сопротивления дороги и сила
сопротивления разгону зависят от силы тяжести автомобиля, при пользовании
графиком силового баланса нужно для различных значений Ga и φ строить
каждый раз кривые Рφ+w, что очень сложно. По тяговому балансу, кроме
того, трудно сравнивать динамические свойства различных автомобилей, так как
вследствие разной массы сопротивление их движению в одинаковых условиях
различно.
Для анализа тяговых
свойств автомобиля наиболее удобно пользоваться динамической характеристикой, предложенной академиком Е. А.
Чудаковым.
Теория и конструкция автомобиля. Кленников В. М., Кленников Е. В. - 1967 |