Динамический паспорт автомобиля
Как было указано выше, сила сцепления Рφ колес автомобиля с дорогой зависит от нормального
давления ведущих колес на дорогу и коэффициента сцепления:
Или
Из условия движения автомобиля без буксования имеем
Подставляя предельное значение Рк
из условия движения автомобиля без буксования в формулу (38),
получим значение динамического фактора по сцеплению:
Так как при буксовании автомобиля скорость его движения
относительно невелика, можно принять, что Pw = 0. Для упрощения принимают т3
— 1. Тогда
Следовательно, для возможного движения автомобиля без буксования
его ведущих колес должно выполняться условие
Как было указано ранее, для обеспечения возможного движения
автомобиля динамический фактор D должен
быть больше суммарного коэффициента ψ сопротивления дороги:
Окончательно имеем следующее условие возможности движения
автомобиля:
Если на графике динамической характеристики провести горизонталь,
определяющую значение Dφ для заданного коэффициента
φ сцепления, то в зоне ниже этой горизонтали движение автомобиля
будет происходить без буксования, а выше — с буксованием.
Рис. 14.
Динамическая характеристика с номограммой нагрузок и графиком контроля
буксования (динамический паспорт автомобиля)
Для решения подобных задач при движении автомобиля с различной
нагрузкой строят график контроля буксования.
Динамическая характеристика автомобиля с номограммой нагрузок и
графиком контроля буксования называется динамическим
паспортом автомобиля (рис. 14). График контроля буксования совмещается
при построении с номограммой нагрузок.
Строят его по
следующим формулам:
где
Dφ0 —
динамический фактор для порожнего автомобиля;
Dφ100 — динамический фактор
автомобиля с полной нагрузкой;
G02 — сила тяжести, приходящаяся на ведущие колеса порожнего
автомобиля.
Соответственно значения Dφ100 откладывают по шкале D100 а значения Df0 — по шкале D0. Затем
точки с одинаковыми значениями коэффициента сцепления соединяют штриховыми
наклонными лучами.
По динамическому паспорту автомобиля можно решать практические
задачи, определяющие его динамические свойства и основные характеристики
дорог.
Рассмотрим два примера решения задач при помощи динамического
паспорта автомобиля.
Пример первый. Заданы процент нагрузки (65%) автомобиля и скорость
(va = 60 км/ч); требуется найти минимальное значение
коэффициента φ сцепления, при котором возможно движение.
Для решения поставленной задачи проводят через точку а заданной скорости вертикаль до
пересечения с кривой динамического фактора в точке b. Затем через эту точку проводят горизонталь до пересечения ее в
точке с с вертикалью заданного
процента загрузки автомобиля. По штриховым наклонным лучам находят значение φ.
Пример второй. Заданы процент нагрузки автомобиля и суммарный
коэффициент ψ сопротивления дороги; требуется найти минимальное значение
коэффициента φ сцепления.
Для решения задачи через точку d заданной нагрузки автомобиля проводят вертикаль и откладывают на
ней от оси вверх заданное значение ψ (точка е). Затем по наклонным штриховым лучам (между φ = 0,3 и
φ = 0,4) определяют значение коэффициента φ сцепления.
При помощи
аналогичного построения можно определить ψ и va при заданных φ и проценте нагрузки автомобиля; vа и
процент нагрузки автомобиля при заданных ψ и φ.
Теория и конструкция автомобиля. Кленников В. М., Кленников Е. В. - 1967 |