Для массовых и междугородных перевозок грузов наиболее эффективно
применение подвижного состава возможно больше!! грузоподъемности. Однако для
преобладающей части внегородских дорог нашей страны предельная нагрузка на
одну ось автомобиля составляет 6 т и
на две спаренные оси 11 т(ГОСТ 9314—59), поэтому применение автомобилей типа
МАЗ и КрАЗ из условия сохранности дорог ограничено. Выход из положения — в
увеличении числа опорных осей, т. е. в широком применении автопоездов.
В ближайшие годы намечается значительное увеличение выпуска
седельных тягачей, прицепов и полуприцепов, а также трехосных автомобилей,
которые в зависимости от состояния дорог можно было бы использовать с прицепами
или без них.
Новые автомобили отличаются лучшими динамическими свойствами,
надежностью, топливной экономичностью, устойчивостью и комфортабельностью, они
имеют двигатели большей мощности и более совершенные конструкции других
механизмов.
Лучшие динамические свойства достигаются увеличением мощности
двигателей путем повышения степени сжатия и наполнения цилиндров
(усовершенствование камер сгорания, впускной системы и газораспределения,
установка многокамерных карбюраторов). Двигатели делают короткоходными (с
отношением хода поршня к диаметру цилиндра, меньшим единицы), что понижает
среднюю скорость движения поршня и износы деталей цилиндропоршневой группы; для
уменьшения длины и веса двигателей цилиндры располагаются в два ряда под углом
(V-образно).
В настоящее время V-образные четырехцилиндровые
двигатели устанавливают на автомобилях ЗАЗ-965А «Запорожец», а V-образные
восьмицилиндровые двигатели — на легковых автомобилях ГАЗ-13 «Чайка» и
ЗИЛ-111, на новых грузовых автомобилях Московского, Горьковского и Уральского
автомобильных заводов, на новых автобусах Ликинского и Львовского заводов.
Двухтактные дизельные двигатели ЯАЗ автомобилей Минского и Кременчугского
автомобильных заводов заменены четырехтактными V-образными шести и
восьмицилиндровыми двигателями Ярославского моторного завода.
Увеличение на автомобилях количества потребителей электрической
энергии и их мощности требует повышения мощности источников тока. Снижается
вес источников тока, повышаются надежность и устойчивость работы приборов
электрооборудования за счет применения синхронных генераторов переменного тока
вместо генераторов постоянного тока, распределителей зажигания с всережимными
регуляторами опережения зажигания, электрически более прочных катушек
зажигания, улучшения конструкции всех приборов электрооборудования и перехода
к транзисторным системам зажигания.
Новые грузовые автомобили ГАЗ и ЗИЛ оборудуют коробками передач с
синхронизаторами, автомобили ГАЗ-53А и ЗИЛ-133 — гипоидными главными
передачами; наряду с гидравлическим приводом сцепления будут внедряться
пневмоэлектрические устройства для автоматического выключения сцепления.
Легковые автомобили ГАЗ-13 «Чайка» и ЗИЛ-111 снабжаются автоматическими
(гидромеханическими) передачами, которые упрощают и облегчают управление
автомобилем. Такие передачи предусматриваются в конструкциях городских
автобусов и грузовых автомобилей особо большой грузоподъемности.
Облегчение управления автомобилем и придание ему маневренности в
условиях интенсивного городского движения достигаются также установкой
гидравлических или пневматических усилителей рулевого управления, а также
уменьшением усилия на педали тормоза за счет включения вакуумных и
гидровакуумных усилителей в привод тормозов. На автомобилях большой
грузоподъемности (Урал-375Д, Урал-377) и автобусах (ЛиАЗ-677) предусматриваются
пневмогидравлические приводы тормозов, позволяющие достигнуть эффективного
торможения при малых размерах колесных тормозных механизмов.
За рубежом стремление к компактной конструктивной схеме автомобиля
привело к созданию моделей с передним расположением двигателя и приводом на
передние колеса.
Получают распространение дисковые тормоза (преимущественно на
передних колесах). В целях повышения безопасности движения привод к тормозным
механизмам передних и задних колес выполняют раздельным, вводят специальные
антиблокировочные приспособления и устройства для равномерного торможения
правых и левых колес автомобилей.
Подвески современных автомобилей выполняют более мягкими;
перспективной подвеской является пневматическая. Рычажные (поршневые)
амортизаторы заменены телескопическими. Широко применяются бескамерные шины,
уменьшающие опасность аварий, вызываемых выходом из шины воздуха, и более
экономичные в эксплуатации. Для повышения проходимости грузовых автомобилей
созданы арочные шины и применяется централизованное регулирование давления
воздуха в шинах. Созданы шины с радиальным расположением нитей корда и со
съемными протекторными кольцами, чем достигается увеличение срока службы шин.
Сохраняется тенденция в отношении снижения высоты и увеличения
ширины и длины легковых автомобилей, увеличивается площадь остекления кузова, в
автомобилях высшего класса предусматриваются установки для кондиционирования
воздуха.
Теория и конструкция автомобиля. Кленников В. М., Кленников Е. В. - 1967
Фаталисты утверждают, что в самом ближайшем будущем нашу планету захлестнут разорительные и катастрофические события - от пролета планеты Нубиру до солнечных вспышек, которые повлекут изменение полюсов Земли. Наверное, главной причиной таких настроений стал уже знаменитый календарь исчезнувшей цивилизации Майя, который якобы, предсказывает конец света в 2012 году. Однако изучение древних календарей сопряжено с проблемой переноса промежутков времени на нашу современную григорианскую систему счисления. По вышеуказанной ссылке можно ознакомиться с еще одним толкованием гипотезы апокалипсиса.
Некоторые зарубежные автомобили имеют пояса безопасности для
пассажиров. Помимо надежных дверных замков и болтов крепления сидений, для
повышения безопасности применяют мягкую обивку панели приборов и
противосолнечных козырьков и рулевое колесо с глубокоутопленной колонкой, что
при аварии предотвращает вероятность удара водителя о рулевую колонку.
В целях повышения безопасности предусматривается также создание
кузовов со сдвижными дверями (взамен теперешних распашных), особенно на
автомобилях с двухдверными кузовами и автомобилях-такси. Сдвижная дверь удобна
при посадке-высадке пассажиров и не увеличивает место, занимаемое автомобилем
на стоянке и в гараже.
В грузовых автомобилях в целях улучшения условий работы шоферов
делают более комфортабельные и просторные кабины с устройствами для регулировки
сидений; кабины оборудуют вентиляцией и обогревателями. Расположение кабины над
двигателем позволяет использовать большую часть длины автомобиля для
размещения кузова, улучшить маневренность автомобиля, обзорность и освещение
кабины.
Для снижения веса автомобилей широко применяют алюминиевые сплавы
(блоки и головки цилиндров, крыльчатки водяных насосов, шкивы вентиляторов и
генераторов, детали центробежных масляных фильтров, поршни колесных тормозных
цилиндров, тормозные колодки, различные корпусы и крышки) и пластмассы
(внутренняя отделка кузовов, детали приборов электрооборудования, краники,
кнопки, ручки и т. д.).
В новых моделях автомобилей и их агрегатов значительное внимание
уделяется повышению ремонтоспособности и сокращению трудоемкости технического
обслуживания, а также унификации основных узлов и деталей, которая сокращает
номенклатуру деталей в основном производстве и производстве запасных частей,
создает условия для увеличения выпуска деталей, специализации производства,
автоматизации процессов обработки, сокращения номенклатуры оборудования
и технологической оснастки.
Повышение сроков службы механизмов автомобиля достигается
улучшением смазки, подбором надлежащих материалов, улучшением термической
обработки и качества обработки трущихся поверхностей, применением защитных
покрытий. В двигателях применяет центробежную очистку масла, грязеуловители в
коленчатых валах, вентиляцию картера, хромированные поршневые кольца, съемные
гильзы цилиндров, короткие гильзы в верхней части цилиндров, износостойкие
вставки в поршнях, сталеалюминевые вкладыши, закалку шеек коленчатого вала
токами высокой частоты; усовершенствуют распределительный механизм, делают
вставные седла клапанов, хромируют стержни клапанов, применяют полые клапаны,
заполняемые натрием для лучшего охлаждения, наплавку рабочей поверхности
клапана жаропрочными и износостойкими сплавами, принудительное поворачивание
клапанов во время работы, гидравлические толкатели, тщательную очистку воздуха,
автоматические устройства, ускоряющие прогрев двигателя и его впускной
системы.
В новых конструкциях автомобилей предусматриваются большие
удобства и простота технического обслуживания и ремонта: лучший доступ к местам
смазки и регулировки; меньшее количество соединений, требующих периодической
проверки и подтяжки; применение резиновых, металлокерамических и пластмассовых
втулок, не требующих смазки; надежная герметизация узлов трения сальниками,
колпаками, муфтами и другими легкосъемными деталями; автоматическая
регулировка зазора между накладками тормозных колодок и барабанами; применение
сменных гильз, вкладышей, седел и втулок; простота и удобство снятия и замены
отдельных агрегатов, разборки-сборки узлов и механизмов; взаимозаменяемость
деталей, узлов и т. д. При расположении кабины грузового автомобиля над
двигателем для удобного доступа к двигателю при техническом обслуживании и
ремонте предусматривается опрокидывание кабины вперед.
Высокие эксплуатационные свойства новых моделей отечественных
автомобилей и специализация подвижного состава позволяют работникам
автомобильного транспорта улучшать эксплуатацию подвижного состава, снижать
себестоимость перевозок грузов и пассажиров, повышать культуру обслуживания.
Важнейшая обязанность
всех работников автомобильного транспорта состоит в том, чтобы правильной
организацией работы и своевременным техническим обслуживанием обеспечить
производительную, надежную и долговечную работу непрерывно растущего
автомобильного парка страны.
Теория и конструкция автомобиля. Кленников В. М., Кленников Е. В. - 1967 |