Зоны избыточного давления на кузове автомобиля Диаграмма распределения давлений Зоны избыточного давления на кузове автомобиля
Диаграмма распределения давлений
Зоны избыточного давления на кузове автомобиля
Расширенный поиск
    

  [Раздел: / Дата: 27.11.11 23:15]

 

Особенно важным дополнением к измерениям аэродинамических сил и моментов являются исследования распределения давлений на поверхности автомобиля. Эти исследования можно проводить в равной мере как на автомобиле, так и на его модели. Распределение давлений показывает величину удельных сил, действующих на отдельные участки поверхности кузова автомобиля.

Для определения величин давления в различных точках модели проводят так называемый дренаж, т. е. просверливают отверстия, соединяемые с батарейным манометром индивидуальными трубочками диаметром 1,0— 2,5 мм. Можно также сделать полую модель и постоянно соединить ее с одним манометром, а давления в той или иной точке измерять, открывая соответствующее мерительное отверстие и оставляя остальные закрытыми. Мерительное отверстие должно быть выполнено с соблюдением условия (рис. 89, а) и не иметь заусенцев, так как они нарушают местное обтекание.


Диаграмма распределения давлений

Рис. 89. Схема измерения распределения давлений на поверхности автомобильной модели:

а — мерительное отверстие; б — соединение точек замера с батарейным манометром


Во время эксперимента одновременно замеряют давления в различных точках на поверхности кузова автомобиля при помощи батарейного манометра, каждая трубка которого показывает давление в определенной точке (рис. 89, б). В опытах, проведенных в ГСХИ, при определении распределения давлений применяли трубки с просверленными в них радиальными дренажными отверстиями. Закладывали эти трубки заподлицо с поверхностью модели и соединяли их с манометрами.

Разность между измеренным в каждой точке поверхности модели давлением р и атмосферным давлением р0, отнесенная к скоростному напору, представляет собой коэффициент давления р=[(р—p0)/q].

Диаграмму распределения давлений, на которой коэффициенты давления откладывают в определенном масштабе перпендикулярно к основной связанной оси, называют хордовой. Чаще коэффициенты р изображают в виде векторов на графиках соответствующих сечений, причем принято положительные значения р откладывать внутрь, перпендикулярно к контуру сечения автомобиля, а отрицательные — наружу. Если считать воздух несжимаемым, то возможно значение рmах=1, тогда как рmin могут оказаться значительно больше, чем —1.

Возможные способы графического изображения распределения давлений на поверхности автомобиля в некоторых сечениях приведены на рис. 90, а, б и в. На рис. 90, а в виде кривых показано распределение давлений в вертикальной продольной плоскости симметрии модели автомобиля с кузовом фургонного типа.

Зоны избыточного давления на кузове автомобиля

Диаграмма распределения давлений

Рис. 90. Способы графического изображения распределения давлений на поверхности автомобиля:

а—кривые распределения давлений в вертикальной продольной плоскости симметрии; б и в— эпюры распределения давлений соответственно в вертикальной и горизонтальной плоскостях

Сплошная линия показывает изменение величины давлений на верхней части кузова, а штриховая — на его нижней стороне. На рис. 90, б и в показаны эпюры давлений соответственно в вертикальной и горизонтальной плоскостях. Для автомобилей с плохообтекаемой формой характерны приведенные на рис. 90, б эпюры с резко изменяющимися зубчатыми пиками повышенных и пониженных давлений.

Кривые распределения давлений в продольной вертикальной плоскости симметрии для легковых автомобилей с различной обтекаемой формой приведены на рис. 91, а и б. В передней части всех автомобилей имеет место повышенное давление, близкое к величине полного скоростного напора. Если у автомобилей с хорошо обтекаемой формой на капоте двигателя p = 0,2 -:- 0,3 (рис. 90, а), то у автомобилей с плохо обтекаемой формой р в 3—5 раз больше (рис. 90, б).

За зоной повышенных давлений перед ветровым стеклом расположена новая вершина пониженного давления. Чем больше зона повышенных давлений и чем медленнее происходит повышение или понижение давлений, тем лучше обтекаемость автомобиля. Резкое снижение давлений у переднего острого края крыши, вызванное слишком большим возрастанием скорости, приводит к отделению в этом месте воздушного потока.

Зоны избыточного давления на кузове автомобиля

Рис. 91. Кривые распределения давлений для автомобилей:

а—хорошо обтекаемой формы; б—плохо обтекаемой формы

Для автомобилей с хорошо обтекаемой формой, после понижения давления в месте перехода от ветрового стекла к крыше, по мере приближения к хвостовой части кузова происходит постепенное повышение давления, которое в задней части кузова может перейти в избыточное. Для автомобилей с плохо обтекаемой формой кривая изменения давлений имеет вид, указывающий на образование вихря и наличие протяженной мертвой зоны потока. Как правило, эпюры хорошо обтекаемых автомобилей имеют на верхней поверхности кузова три вершины избыточных давлений: самую высокую на передней части, среднюю перед ветровым стеклом и небольшую у хвостовой части. Кроме того, имеются две вершины пониженных давлений: наиболее высокая у передней части крыши и менее высокая над капотом двигателя.

Анализ кривых распределения давлений на поверхности автомобиля позволяет сделать определенные выводы о способах улучшения его обтекаемости. Например, низко опущенная передняя часть автомобиля уменьшает застойную зону воздуха, возникающую перед ним, способствует плавному протеканию потока по поверхности капота двигателя и уменьшает вершину пониженных давлений над ним. Если же можно придать передней части автомобиля совершенно закругленную форму без выступающего вперед капота, то это приведет к исчезновению вершин избыточного и пониженного давления впереди и позади ветрового стекла, и кривые давлений приблизятся к показанным на рис. 92, а и б. Таким образом, качество формы можно определить по высоте вершины пониженного давления в передней части автомобиля.

Диаграмма распределения давлений

Рис. 92. Распределение давлений для тел обтекаемой формы:

а — с тупой носовой частью, б — с более острой носовой частью

Знать только распределение давления в вертикальной продольной плоскости симметрии еще далеко недостаточно для полного представления об обтекаемости автомобиля. Необходимо рассмотреть распределение давлений в других вертикальных и горизонтальных плоскостях, учитывая, что для любого сечения решающее значение имеет также плавное изменение давлений с немногими и небольшими вершинами кривых.

Значительно меньше имеется экспериментальных данных о распределении давлений на нижней стороне модели, так как эту сторону редко удается имитировать с достаточной точностью. Кроме того, обтекание нижней части модели в аэродинамической трубе существенно отличается от действительных условий ее обтекания при движении автомобиля на дороге.

Знание распределения давлений на поверхности автомобиля позволяет, хотя и грубо, оценить скорость воздушного потока относительно отдельных его частей.

Автор: Е.В. Михайловский

 


Читайте также:




Оставить комментарий
Ваше имя: *
Ваша почта: ?

Комментарий: *

Диаграмма распределения давлений Зоны избыточного давления на кузове автомобиля Диаграмма распределения давлений
Зоны избыточного давления на кузове автомобиля Диаграмма распределения давлений Зоны избыточного давления на кузове автомобиля
Диаграмма распределения давлений Зоны избыточного давления на кузове автомобиля Диаграмма распределения давлений
Зоны избыточного давления на кузове автомобиля Диаграмма распределения давлений Зоны избыточного давления на кузове автомобиля

Введите символы: *
Диаграмма распределения давлений
Обновить




222555

Обратная связь | Фотогалерея | Книги по автомобилям
© 2008-2024 CarLines.ru