Общее аэродинамическое сопротивление воздушной среды движению автомобиля может быть представлено в виде пяти составляющих: сопротивление формы; добавочное сопротивление; внутреннее сопротивление; сопротивление поверхностного трения; индуктируемое сопротивление.
Сопротивление формы в основном обусловлено фронтальным давлением воздуха на движущийся автомобиль. Позади автомобиля возникают завихрения. Разность давлений впереди и позади движущегся автомобиля обусловливает величину сопротивления формы. Решающую роль в этом сопротивлении играют следующие части кузова: передняя часть (капот); крылья;
ветровое стекло; крыша; боковые стенки; багажник; основание. Следует отметить исключительно важную роль формы стыков капота и ветрового стекла, ветрового стекла и крыши, крыши и багажника.
Добавочное сопротивление создается различными выступающими частями автомобиля: фарами, подфарниками,
задними фонарями, указателями поворота, антеннами, бамперами, дверными ручками и петлями, зеркалом заднего вида, номерными знаками и т. п.
Внутреннее сопротивление создается потоками воздуха, проходящими внутри автомобиля и используемыми для систем вентиляции кузова и охлаждения двигателя
Сопротивление поверхностного трения вызывается силами вязкости пограничного слоя воздуха, движущегося у поверхности автомобиля, и зависит от величины и шероховатости этой поверхности.
Индуктируемое сопротивление вызывается действием подъемной силы.
Примерное распределение (в %)
составляющих аэродинамического сопротивления движению автомобиля следующее:
сопротивление формы ~57%; добавочное ~ 15%; внутреннее ~12%; трения ~9%;
индуктируемое ~7%.
Конструкторы кузовов автомобилей могут в значительной степени уменьшить любое из этих сопротивлений в процессе проектирования (прежде всего сопротивление формы), если будут иметь отчетливое представление о влиянии различных форм элементов кузова автомобиля на величину его аэродинамического сопротивления. |