Колебания скорости и направления воздушных потоков в окнах и люках автомобилей не позволяют с достаточной точностью определить величину воздухообмена только замером скоростей. Более точные результаты может дать антракометрический способ экспериментального исследования воздухообмена в автомобилях, при котором в кузове легкового автомобиля или салоне автобуса создают известную концентрацию газа-анализатора, а затем, через определенные промежутки времени фиксируют ее уменьшение. Воздухообмен определяют по скорости снижения концентрации газа-анализатора, в качестве которого используют углекислый газ,
азот и пары ацетона. Для быстрого распространения газа-анализатора в салоне его вводят в струю входящего свежего воздуха.
В ГСХИ были проведены экспериментальные исследования по определению воздухообмена в салонах автомобилей с использованием в качестве газа-анализатора углекислого газа. Содержание этого газа в атмосфере при обычных условиях очень мало
(~0,03%). Это позволяет при расчетах пренебречь величиной 0,03% и легко определять концентрацию углекислого газа даже при его небольших дозах введения.
Углекислый газ помещают в салоне автомобиля в баллоне 1 (рис. 139), из которого через шланг 2 он поступает в змеевик 3 воздухопровода 5.
Для предотвращения замерзания имеющейся в газе влаги и выравнивания температур газа и воздуха в салоне предусмотрен подогреватель 4, воздухопровод которого образует замкнутый контур.
Рис. 139. Установка для определения воздухообмена в салоне автомобиля
Подогретый газ через редуктор 6, регулирующий его расход, и диафрагму 8, поступает в распределительную трубу 11. Контролируют расход газа по указателю 7, а температуру по термометру 9. Температуру газа можно изменять, регулируя подачу бензина в подогреватель. По трубкам 10 газ впускают в салон автомобиля в тех же местах, где входят воздушные потоки, а затем через определенные промежутки времени в выходящих потоках берут пробы воздуха.
Количество воздуха, поступающего в салон в единицу времени,
где Q — расход газа-анализатора в л/с; SC и SВ — концентрация газа-анализатора в салоне автобуса и в свежем воздухе в %.
Для случая использования в качестве газа-анализатора углекислого газа G1 = Q(l00/Sc).
Автор: Е.В.
Михайловский |