Автобусы (пассажирские автомобили, имеющие более девяти мест для
сиденья) по размерам, определяющим вместимость, разделяют на особо малые (10
мест) с габаритной длиной 4,5—5,0 м; малые
(до 25 мест) — 7,0—7,5 м; средние
(40—50 мест) — 8,0— 9,5 м; большие (60—80 мест) — 10,0—11,0 м; особо большие (100—120 мест) — 12 м и
сочлененные (более 120 мест) 16,5 м.
По назначению автобусы подразделяются на городские, пригородные,
междугородные, туристские, местного сообщения, общего назначения. По форме
кузова различают автобусы вагонного и капотного типов, а по силовой схеме,
принятой в конструкции кузова, — рамные автобусы и автобусы с несущими кузовами.
В зависимости от числа этажей пассажирских помещений автобусы подразделяются на
одно-, полуторо- и двухэтажные.
Двигатель на автобусах может быть расположен спереди, сзади и под
полом кузова.
К кузовам автобусов предъявляются требования, аналогичные
требованиям к кузовам легковых автомобилей. Конструктивные и планировочные
параметры кузовов автобусов — количество и ширина дверей, размер свободных от
сидений (накопительных) площадок около входных и выходных дверей, ширина
центрального прохода между сиденьями, высота уровня пола пассажирского
помещения — во многом определяют длительность простоя автобусов на остановках
для посадки и высадки пассажиров.
Наибольшее распространение имеют кузова автобусов вагонного типа.
На рис. 205 показана схема автобуса особо малой вместимости (10 мест) РАФ-977Д
«Латвия». Кузов автобуса вагонного типа, цельнометаллический, с несущим
основанием, имеет четыре двери (две в передней части, одна боковая и одна
сзади).
На базе этого автобуса выпускаются также его модификации:
медицинский, туристский и фургон.
На рис. 206, а показана
схема автобуса капотного типа КАвЗ-651А малой вместимости (20 мест). Автобус
КАвЗ-651А рамный, двухдверный, предназначается для использования по маршрутам
местного значения. Городской автобус ПАЗ-652 (рис. 206, б) малой вместимости
(23 места) имеет цельнометаллический несущий кузов вагонного типа с тремя дверями.
На рис. 207 показаны схема и система отопления автобуса городского
типа ЛАЗ-695Е «Львов» с трехдверным кузовом вагонного типа с несущим основанием
и общим числом мест автобуса 55, для сиденья 32. Двигатель установлен в задней
части автобуса.
Рис. 205. Автобус
РАФ-977Д «Латвия»
Теория и конструкция автомобиля. Кленников В. М., Кленников Е. В. - 1967 |