Грузовые автомобили по устройству кузова, определяющему их
транспортное назначение, разделяются на:
1) общего назначения (с бортовыми платформами);
2) тягачи, которые по способу буксировки прицепных систем
разделяются на: седельные для работы с полуприцепами; автомобили-тягачи для
постоянной работы с прицепом и балластные (груженые балластом) для буксировки
тяжеловесных прицепов;
3) самосвалы;
4) специализированные (фургоны, цистерны, специальные платформы,
рефрижераторы, самопогрузчики и т. д.).
К специальным автомобилям относятся автомобили, имеющие на шасси
специальное оборудование (пожарные, автокраны и т. д.), не могущие выполнять
обычного транспортного процесса.
Все грузовые автомобили по грузоподъемности разделяются на:
особо малой грузоподъемности— до 1 т; малой грузоподъемности — от 1 до 2,5 т; средней грузоподъемности — от 2,5 до
5,0 т; большой грузоподъемности —
от 5 до 10 т; особо большой
грузоподъемности — свыше 10 т.
В грузовых автомобилях к кузову относятся: кабина, крылья,
брызговики, капот, облицовка радиатора и платформа для груза.
Кабина может представлять самостоятельную конструкцию или же быть
объединена с фургоном (УАЗ-452). По числу мест кабины грузовых автомобилей
могут быть одно-, двух- и трехместными.
Основным материалом, применяемым для изготовления кабин грузовых
автомобилей и кузовов легковых автомобилей и автобусов, служит
малоуглеродистая листовая сталь.
Кабины грузовых автомобилей могут располагаться за двигателем или
над двигателем.
Двухместная цельнометаллическая кабина автомобиля ГАЗ-66
расположена над двигателем и выполнена откидной (на рис. 210: А — рабочее положение; Б — начало опрокидывания; В — кабина опрокинута). Такое
расположение кабины создает для водителя хорошую обзорность дороги и
обеспечивает удобное обслуживание двигателя. Кабина повертывается на двух осях
при помощи пружин 2. В откинутом
положении она удерживается упором, состоящим из двух стержней 3 и 4 с
защелкой 8. В рабочем положении
кабина фиксируется запорным механизмом 5, расположенным
на поперечной балке рамы.
Трехместная кабина автомобиля ЗИЛ-130, расположенная за
двигателем, имеет в крыше два вентиляционных люка с крышками, открывающимися
наружу.
В трехместной кабине автомобиля МАЗ-500 за спинками сидении
оборудовано спальное место с паралоновым матрацем. Кабина расположена над
двигателем и легко опрокидывается относительно передних шарниров на угол 42°.
Усилие, необходимое для опрокидывания кабины, составляет примерно 15 кГ.
На рис, 211 показана схема системы отопления и вентиляции кабины и
обдува ветрового стекла автомобиля МАЗ-500. Вентилятор 3 отопителя 1 можно включать по достижении охлаждающей жидкостью в
системе охлаждения двигателя температуры 60° С.
Рис. 210. Схема
опрокидывания кабины автомобиля ГАЗ-66:
1 — кабина; 2 и
7 — пружины; 3 и 4 — стержни; 5 — запорный механизм; 6 — балка рамы; 8 —
защелка
Теория и конструкция автомобиля. Кленников В. М., Кленников Е. В. - 1967 |