Преимуществом двенадцатицилиндровых двигателей-является их хорошая уравновешенность и равномерность крутящего момента. Оптимальным углом установки двух рядов цилиндров является угол 60°, при котором получается равномерное чередование вспышек через 60° поворота кривошипа и одновременно работает не менее трех цилиндров (рис. 48). Для каждого ряда, представляющего линейный шестицилиндровый двигатель, уравновешены силы инерции обоих порядков, и весь двигатель в целом отличается очень хорошей динамикой.
Чередование вспышек наиболее рационально, когда после вспышки в одном ряду следует вспышка в наиболее удаленном цилиндре другого ряда. На рис. 48 показан наиболее распространенный порядок чередования вспышек 1—12—5—8—3—10—6—7—2—11—4—9, дающий по результатам многолетнего опыта эксплуатации очень хорошие результаты.
Выпуск двенадцатицилиндровых автомобильных двигателей в конце 30-х годов сократился, так как усовершенствование двигателей и достижение высоких литровых мощностей позволяло получить достаточные мощности при числе цилиндров не более восьми. Мода на большое число цилиндров в, годы перед второй мировой войной, особенно в США, вызвала появление шестнадцатицилиндровых двигателей. В 1930 г. началось производство заказных автомобилей Кадиллак и Мармон с шестнадцатицилиндровыми двигателями. Два восьмицилиндровых блока устанавливались под углом 45°, благодаря чему получалась большая равномерность чередования вспышек. В отношении уравновешенности двигатель имел динамику, подобную линейному восьмицилиндровому. Во время второй мировой воины производство двенадцати- и шестнадцатицилиндровых двигателей было прекращено и после войны не возобновилось, так как не было смысла строить двигатели с громадным числом деталей, сложных в производстве и эксплуатации, когда была возможность при восьми цилиндрах обеспечить потребную для автомобиля мощность при полной уравновешенности и достаточной равномерности крутящего момента.
Автор: Е.И. Гагарин |