Только облегчение двигателей позволило создать пригодный для
автомобиля агрегат. Уже первые бензиновые автомобильные двигатели имели
значительно меньший вес по сравнению со стационарными двигателями. В дальнейшем
вес двигателей изменялся под воздействием большого ряда факторов. Для анализа
изменения веса проследим изменение удельного веса двигателей (кг/л.с.) и веса, приходящегося на 1 л рабочего
объема двигателя (кг/л).
Первые двигатели Даймлера и Бенца имели удельный вес в несколько
десятков -килограммов на лошадиную силу, но уже к 1895 г. удельный вес обратился до 17—12 кг/л.с. К
началу первой мировой войны удельный вес автомобильных двигателей еще
уменьшился и достиг значений 5—7 кг/л.с. Снижение
удельного веса в ранний период развития происходило как вследствие роста
литровой мощности, так и вследствие снижения литрового веса. Последнее
происходило как следствие непрерывного процесса формирования деталей и узлов
двигателя. По Мере того, как детали двигателей все более приобретали формы,
свойственные автомобильным двигателям, и отходили от форм, присущих паровым
машинам и стационарным двигателям внутреннего сгорания, снижение веса
конструкции, приходящегося на 1 л рабочего объема, уменьшалось и решающее
влияние на уменьшение удельного веса проявлялось в увеличении литровой
мощности.
В последующие годы развития автомобильных двигателей их удельный
вес неуклонно снижается. Этот процесс протекает довольно интенсивно и в
настоящее время, хотя казалось бы, что возможности снижения веса в большой
степени исчерпаны. Следует отметить, что уже удельного веса проявлялось в увеличении
литровой мощности.
В последующие годы развития автомобильных двигателей их удельный
вес неуклонно снижается. Этот процесс протекает довольно интенсивно и в
настоящее время, хотя казалось бы, что возможности снижения веса в большой
степени исчерпаны. Следует отметить, что уже продолжительное время снижение
удельного веса происходит главным образом вследствие возрастания литровой
мощности.
Рис. 16. Изменение удельного
веса
V-образных двигателей автомобилей
«Кадиллак»
На рис. 16 показано изменение удельного веса V-образных
двигателей фирмы Кадиллак за 1915—1955 гг. Кривая показывает, что за этот
период удельный вес двигателей снизился более чем в четыре раза. Изменение
литрового веса тех же двигателей (рис. 17) позволяет отметить, что современные
двигатели снизили литровый вес по сравнению с двигателями 1915 г. менее, чем на 20%. Причем до 1949 г. наблюдалось неуклонное возрастание литрового веса.
Двигатели, выпускавшиеся до 1949 г., были длинноходными и имели боковые
клапаны. Кривые на рис. 16 и 17 отчетливо показывают, что длинноходные
конструкции с боковыми клапанами не давали возможности сильно повышать литровую
мощность и вызывали рост литрового веса при повышении мощности.
Автор: Е.И. Гагарин |