Рассмотрев пути развития основных показателей автомобильных
двигателей, остановимся на развитии отдельных механизмов и систем, а также
отдельных деталей двигателей.
Усовершенствование кривошипно-шатунного механизма, продолжающееся
и в настоящее время, позволило повысить такие показатели работы двигателей, как
мощность и экономичность, снизить их удельный вес, улучшить технологичность
производства.
В автомобильных двигателях ранних конструкций цилиндры отливались
отдельно друг от друга и от картера, но головка составляла одно целое с
цилиндром, такой метод отливки продержался достаточно долго, так как при
отливке нескольких цилиндров вместе был велик литейный брак, кроме того, не
удавалось обеспечить надежную и прочную герметизацию прокладки между цилиндром
и головкой. Постепенно, после ряда неудачных опытов, была освоена отливка цилиндрических
блоков с «глухими» головками, а позднее удалось создать надежную и прочную
конструкцию съемных головок цилиндров, в чем важную роль сыграло внедрение
медно-асбестовой прокладки и точность обработки плоскостей разъема. Как только
съемные головки цилиндров были освоены и показали свое несомненное преимущество
в производстве, эксплуатации и ремонте, «глухие» головки.
быстро исчезли и появилась возможность легко и просто отливать
блоки цилиндров заодно с верхней частью картера. Правда, некоторое время еще
не решались отливать все цилиндры в блок и отливали группами по два цилиндра,
а с появлением шестицилиндровых двигателей иногда и по три цилиндра. Съемная
головка цилиндров позволила осуществить отливку при помощи установки стержней в
отформованную земляную опоку, обеспечив при этом большую точность литейной
формы, без сдвига и смещения стержней. Такая литая заготовка позволила
сократить время и упростить процесс механической обработки блока цилиндров,
так как после обработки плоскостей блока сверление отверстий, нарезка резьбы и
другие операции производятся всего в несколько приемов и занимают минимум
времени. Многошпиндельные и многорезцовые станки, ведущие одновременную обработку
сразу с нескольких сторон, строго правильное размещение станков соответственно
порядку операции, рольганги для перемещения изделий — все это позволило
проводить весьма сложную обработку блоков цилиндров за несколько десятков
минут, обеспечивая точность и взаимозаменяемость, необходимую для массового
производства. Следует подчеркнуть, что отливка блок-картера распространена
теперь и на восьмицилиндровые V-образные конструкции,
что обеспечивает максимальную жесткость, высокую точность и минимальную
затрату времени, материалов, рабочих площадей и труда.
Изменение конструкции деталей двигателя вызывает необходимость
выбора новых материалов. Двигатели первых автомобилей изготовлялись из стали и
чугуна и имели большое число деталей, выполненных из медных сплавов. Период от
первой мировой войны до 30-х годов характеризуется постепенным сокращением
применения меди. В 30-х годах широкое распространение получили поршни из
алюминиевых сплавов. После второй мировой войны алюминиевые сплавы начали широко
применяться для головок цилиндров и корпусов всех вспомогательных агрегатов.
Наконец, в последние годы началось применение алюминиевых сплавов и для
блоккартеров. Применение алюминиевых сплавов существенно уменьшает вес,
улучшает технологичность деталей. Так, замена чугунного блоккартера
алюминиевым для V-образного восьмицилиндрового двигателя дает снижение веса на
70—80 кг.
Следует остановиться также на конструкциях с рабочими гильзами в
блоках цилиндров. Сухие гильзы, устанавливаемые по всей длине в цилиндры с
целью их замены при ремонте, не получили распространения в автомобильных
двигателях, так как имели серьезные недостатки. Теплоотдача охлаждающей воды
от такой гильзы затрудняется несовершенным прилеганием гильзы к цилиндру.
Температура ее становится выше, условия для работы масла хуже и износы больше,
чем при безгильзовой конструкции.
Установка сухих гильз после использования всех допустимых
расточек при ремонтах имеет полный смысл, и при достаточной прочности блока
цилиндров находит применение в ремонтной практике.
Автор: Е.И. Гагарин |