Однако двойная фильтрация масла, получившая распространение на
всех двигателях после второй мировой войны, не вполне совершенна. Фильтр грубой
очистки не задерживает мелких примесей, а пропустить все масло через фильтр
тонкой очистки нет возможности, так как его производительность мала;
исследования показывают, что он пропускает в среднем только 4—8% масла. Кроме
того, пропускная способность тонкого фильтра с бумажным фильтрующим элементом
быстро снижается, даже в том случае, если он не забивается осадками (вследствие
уплотнения бумажного элемента).
За последние 5—7 лет появились и получают широкое распространение
центробежные реактивные фильтры, подобные сепараторам, ротор которых вращается
со скоростью 5000—7000 об/мин в
результате реакции струй масла, вытекающего из сопел ротора. Громадное преимущество
центробежных фильтров состоит в том, что они задерживают все примеси как
крупные, так и мелкие, и производительность их достаточна, чтобы пропускать
100% масла, поэтому они могут заменять оба фильтра. По сравнению с фильтрами
тонкой очистки они гораздо эффективнее и удерживают при прочих разных условиях
приблизительно в два раза больше несгораемых осадков. Центробежные фильтры в несколько
раз интенсивнее задерживают влагу.
Эффективность центробежных фильтров почти не изменяется по
времени и они могут быть легко и быстро очищены от осадков без замены деталей,
после чего могут снова длительно и эффективно работать, в то время как фильтры
тонкой очистки требуют обязательной смены фильтрующего элемента после пробега
в 3000— 4000 км; при этом их фильтрующая способность
после пробега 2000 км настолько ухудшается, что не может считаться
удовлетворительной.
Фильтрации масла в двигателе в настоящее время придается большое
значение, так как хорошая очистка масла уменьшает износ двигателя, удлиняет
межремонтные пробеги и сроки замены масла и этим сокращает эксплуатационные
расходы.
Важную роль в современных системах смазки автомобильных
двигателей играют редукционные и перепускные клапаны. Редукционные клапаны
появились вместе с системами принудительной подачи масла к точкам смазки. Назначение их состоит в том, чтобы ограничивать давление
в системе во избежание разрыва маслопроводов. Конструктивно они выполнялись и
выполняются плунжерными или шариковыми с регулируемой или заранее тарированной
нерегулируемой пружиной. Практика показала, что более удобны нерегулируемые в
процессе эксплуатации пружины, заменяемые новыми в случае изменения
жесткости.
Введение фильтров и масляных радиаторов вызвало применение
перепускных клапанов, открывающих путь маслу помимо фильтра или радиатора в
случае загустения масла при низких температурах или при засорении фильтра. Для
контроля давления масла в системе с самого начала применения принудительной
смазки используются манометры, показывающие величину давления.
Автор: Е.И. Гагарин |