Система «САГА-6»
Эта система создана научно-производственной фирмой «САГА» совместно с Пермским агрегатным объединением «Инкар» с учетом жестких условий эксплуатации и недостатков газобаллонной аппаратуры других производителей.
Система «САГА-6» обеспечивает работу на сжиженном нефтяном газе (пропан-бутане) как карбюраторных двигателей внутреннего сгорания, так и с системой впрыска топлива. Ее можно установить на легковые и грузовые автомобили, а также автобусы отечественного и иностранного производства.
Аппаратура позволяет формировать оптимальный состав газовоздушной смеси на всех режимах работы двигателя благодаря высокой точности редуцирования и регулирования давления газа на выходе редуктора-испарителя. Это обеспечивает стабильность работы двигателя на холостом ходу, высокую топливную экономичность и снижение токсичности отработавших газов.
Конструктивные особенности системы и высокое качество ее изготовления в производственных условиях авиационного завода обеспечивают безопасность, высокую надежность и простоту эксплуатации. Технический уровень системы соответствует международным требованиям ЕЭК ООН.
В книге рассмотрен вариант системы для карбюраторного двигателя. Система для инжекторного двигателя отличается газосмесительным устройством, которое устанавливают на дроссельный узел. В общем виде устройство представляет собой распылитель, выполненный по типу трубки Вентури. Этот вариант предназначен для работы в инжекторной системе питания без обратной связи. Кроме того, как уже упоминалось, в систему управления двигателем дополнительно подключаются эмуляторы или реле отключения топливного насоса и «хлопушка».
В комплект газовой аппаратуры «САГА-6» входят редуктор-испаритель 1 и электромагнитные клапаны отключения газа 3 и бензина 8, отличающиеся от аналогичных элементов других систем повышенной надежностью, уменьшенными током и напряжением срабатывания. Фильтры клапанов рассчитаны на длительный срок эксплуатации без какого-либо обслуживания или замены.
Трехпозиционный переключатель 2, который может занимать три положения (газ-нейтральное положение-бензин), отвечает за подачу нужного вида топлива и контролирует его уровень в баллоне. Обычно его встраивают в панель приборов автомобиля. Переключатель снабжен индикатором, который двумя светодиодами показывает выбранный вид топлива, а пятью светодиодами - уровень газа в баллоне. По мере расходования газа светодиоды по порядку, один за другим гаснут - таким образом водитель может определять уровень газа в баллоне и его резервный остаток.
Газовый баллон 6 с блоком арматуры 5 закрыт газонепроницаемым кожухом 4. Мультиклапан в блоке арматуры отличается простотой в эксплуатации. Один из расходно-наполнительных вентилей всегда находится в открытом положении.
Заполняют баллон, не открывая крышку багажного отделения, через выносную заправочную горловину 7, обеспечивающую ускоренную (за 2-3 мин) заправку газом. Вентиль для соединения паровой фазы газа в баллоне с атмосферой позволяет заполнить баллон на 80% даже при отсутствии компрессора на заправочной станции.
Газосмесительное устройство 9 (в обиходе просто смеситель) устанавливают над карбюратором в полости воздушного фильтра или в воздушном канале между двигателем и карбюратором. Смеситель вместе с редуктором-испарителем 1 формирует оптимальный состав газовоздушной смеси. Форма и размеры смесителя подобраны так, чтобы он не влиял на показатели двигателя при его работе на бензине. Для разных марок карбюраторов и двигателей разработаны соответствующие модели смесителей.
В комплект оборудования входят также газопроводы, выполненные из нержавеющей стали, шланги из специальной резины и крепежные детали.
Автор: Золотницкий В.А. |