Отечественные автомобили широко используются во всех областях
народного хозяйства и вследствие высоких эксплуатационных свойств пользуются
большим спросом за рубежом.
Советская автомобильная промышленность, созданная на базе тяжелой
индустрии, прошла славный путь от первого советского грузового автомобиля
АМО-Ф15, выпущенного в 1924 г., до современных комфортабельных легковых
автомобилей и самосвалов большой грузоподъемности.
Директивами XXIII съезда КПСС по пятилетнему плану развития народного хозяйства
СССР на 1966—1970 гг. предусматривается довести выпуск в 1970 г. до 600—650 тыс. грузовых и 700—800 тыс.
легковых автомобилей. Общий выпуск возрастет с 616,4 тыс. автомобилей в 1965 г. до 1360—1510 тыс. в 1970 г.
Предусматривается увеличение выпуска автомобилей повышенной
проходимости, автобусов большой вместимости, автопоездов и специализированных
автомобилей для перевозки товаров народного потребления; будет освоено
производство автомобилей грузоподъемностью 65 те и выше.
Только в сельское хозяйство за пятилетие (1966—1970 гг.) будет
направлено 1 100 тыс. грузовых автомобилей и 275 тыс. автомобильных прицепов.
Предусматривается значительное увеличение выпуска прицепов, самосвалов,
специальных автомобилей для перевозки сельскохозяйственных грузов, автокранов,
тракторных погрузчиков и других погрузочно-разгрузочных средств.
Большое влияние на создание новых конструкций автомобилей,
освоение и совершенствование технологических процессов производства и
улучшение эксплуатации автомобилей оказывают научно-исследовательские и
теоретические работы советских ученых.
Теория автомобиля —
это наука, изучающая эксплуатационные свойства автомобилей, разрабатывающая
методы и критерии оценки этих свойств. Теория автомобиля используется при
проектировании новых автомобилей, их испытаниях, а также при выборе типа
автомобилей в соответствии с требованиями эксплуатации.
Теория автомобиля как самостоятельная наука в нашей стране стала
развиваться после Великой Октябрьской социалистической революции советскими учеными
во главе с создателем отечественной научной автомобильной школы акад. Е. А.
Чудаковым.
Однако некоторые исследования в области колесных экипажей, в том
числе и автомобильной техники, проводились отдельными учеными как в России, так
и за рубежом еще в конце XIX и начале XX вв.
В 1905 г. знаменитый русский ученый Н. Е. Жуковский исследовал
движение трехколесной тележки и установил основные явления, возникающие при
качении жестко связанных между собой колес, имеющих различные диаметры. Эти
работы в дальнейшем легли в основу исследований дополнительных нагрузок в
жестком приводе к ведущим колесам.
В 1912 г. немецкий ученый проф. Ридлер построил стенд с беговыми
барабанами для испытания автомобилей.
К числу первых исследований законов движения автомобиля относится
работа проф. Н. Е. Жуковского «К динамике автомобиля», в которой изложена
теория движения автомобиля на повороте. Эта работа была опубликована в 1917 г. Также в 1917 г. было выполнено исследование рулевой трапеции проф. Б. К. Млодееевским.
В 1918 г. при Высшем совете народного хозяйства была создана
научная Автомобильная лаборатория, которая позднее была реорганизована в
Научно-исследовательский автомобильный и автомоторный институт — НАМИ. Под
руководством проф. Н. Р. Брилинга и Е. А. Чудакова в НАМИ были выполнены исследования,
послужившие основой для дальнейшего развития теории автомобиля. Этот институт
явился первым центром формирования научных кадров в области автомобильной
техники, в нем впервые были начаты плановые работы по конструированию и
испытаниям автомобилей.
Основные работы по теории автомобиля написаны акад. Е. А.
Чудаковым. Своими многочисленными трудами он охватил широкий комплекс проблем и
вопросов динамики, экономики и устойчивости автомобиля. Глубокая разработка
общих научных положений теории автомобиля позволила широко вести теоретические
и экспериментальные исследования автомобилей.
Дальнейшее развитие теория автомобиля получила в работах учеников
и последователей акад. Е. А. Чудакова — профессоров Г. В. Зимелева, Б. С. Фалькевича,
Н. А. Бухарина, Я. М. Певзнера, Д. П. Великанова и др.
Большое влияние на
развитие науки об автомобиле оказали также работы зарубежных ученых, таких как
В. Камм, Е. Марквард, П. Хельдт, Р. Эберан, А. Янте и др.
Теория и конструкция автомобиля. Кленников В. М., Кленников Е. В. - 1967 |