Для движения автомобиля нужна энергия, источником которой на
большинстве автомобилей является двигатель внутреннего сгорания.
Величина мощности двигателя может изменяться вследствие изменения
числа оборотов коленчатого вала, количества и качества горючей смеси,
подаваемой в цилиндры двигателя, величины опережения зажигания и других причин.
Скоростной характеристикой называется зависимость эффективной мощности и крутящего момента
двигателя от скорости вращения (числа оборотов) коленчатого вала при полной подаче
топлива (дроссельная заслонка карбюратора открыта полностью). Скоростная
характеристика определяется при испытании двигателя на тормозном стенде.
Принцип испытания
следующий: вал работающего двигателя затормаживают при помощи гидравлического
или электрического тормоза и добиваются его вращения с определенным устойчивым
числом оборотов. Момент, необходимый для затормаживания, замеряют.
По результатам замеров строят кривую зависимости эффективного
крутящего момента Ме от
числа оборотов пе коленчатого
вала (рис. 1).
Затем для ряда значений пе
из соотношения находят величину эффективной мощности Ne и строят график.
На кривых можно отметить четыре характерные точки: точку а, соответствующую минимально устойчивому
числу оборотов nmin вала
двигателя; точку b с координатами nN и Nmax, соответствующую максимальной мощности двигателя; точку с с координатами пм и NM, соответствующую
величине максимального крутящего момента Mmax; точку d, характеризуемую значением пmax, которое
соответствует максимальной скорости движения автомобиля по горизонтальной
дороге с твердым покрытием.
Рис. 1.
Скоростная характеристика автомобильного двигателя
Теория и конструкция автомобиля. Кленников В. М., Кленников Е. В. - 1967 |