Carlines.ru - Про автомобили
Расширенный поиск
    

  [Раздел: / Дата: 7.5.12 16:52]

1.3. УСТРАНЕНИЕ НЕИСПРАВНОСТЕЙ

1.3.1. Профилактика системы пуска

Неисправностей в системе пуска можно избежать или уменьшить вероятность их появления с помощью несложных операций по ее обслуживанию.

Уход за аккумуляторной батареей Большая часть отказов аккумуляторной батареи связана с воздействием пыли, грязи и образованием окисной пленки на полюсных выводах, поэтому не забывайте периодически (хотя бы раз в две недели) очищать поверхность батареи.

Перед работой наденьте фартук из толстого сукна или прорезиненной ткани - он защитит вашу одежду от воздействия электролита. Держите наготове раствор кальцинированной соды или нашатырного спирта, чтобы нейтрализовать электролит, случайно попавший на открытые участки кожи, иначе могут быть серьезные ожоги. Для очистки батареи смочите чистую тряпку в 10% растворе кальцинированной соды или нашатырного спирта, протрите ею поверхность батареи, а кисточкой с жесткой щетиной очистите все места, куда трудно добраться тряпкой. Качество очистки батареи проверьте тестером, подключив его в режиме вольтметра между «плюсовым» выводом батареи и поверхностью ее крышки. Если стрелка тестера отклоняется, значит, есть утечка тока, и поверхность батареи следует обработать еще раз. Вытрите батарею насухо, использованные тряпки выбросите, а кисточку промойте водой. Затем снимите планку с пробками заливных отверстий и аккуратно прочистите в них вентиляционные отверстия. Загляните в заливные отверстия аккумуляторов. Пузырьки на поверхности электролита свидетельствуют об ускоренном саморазряде батареи. Обратите внимание на цвет электролита: бурый означает осыпание «массы» «положительных» пластин.

В заключение проверьте состояние полюсных выводов. Если на них есть белый или зеленоватый налет, то ослабьте гайки стяжных болтов и снимите наконечники проводов. Иногда наконечники так «прикипают» к выводам, что для их снятия требуется отвертка. Вставьте ее в зазор наконечника и раздвиньте его щечки. Наконечник легко снимется. Работайте осторожно, не прикладывая чрезмерных усилий к полюсным выводам, т.к. они пропущены через тонкую пластмассовую крышку, и если вы ее повредите, то батарею можно выбрасывать. Обращайтесь с наконечниками проводов и выводами батареи аккуратно: при снятии проводов не дергайте их и не бейте по наконечникам гаечным ключом или молотком.

Освободив полюсные выводы от наконечников проводов, внимательно осмотрите те и другие. Крупный белый или зеленоватый налет удалите тряпкой, смоченной горячей водой. После этого обязательно зачистите выводы и наконечники наждачной бумагой средней зернистости. Дело в том, что свинцовые выводы батареи и наконечники Проводов со временем покрываются окис- ной пленкой темно-серого цвета, сопротивление в месте контакта наконечников проводов с выводами батареи значительно возрастает и в момент запуска двигателя берет на себя большую долю напряжения батареи. В результате к стартеру вместо 12 В подводится лишь 6-8 В, которых явно недостаточно не только зимой, но и летом. Очень часто именно окисленные выводы батареи и наконечники проводов служат причиной отказа системы пуска двигателя, поэтому чистить их нужно тщательно, до металлического блеска, следя за тем, чтобы свинцовые опилки не попали на поверхность батареи. Но не перестарайтесь Если вы снимете слишком много металла, то наконечник провода не будет плотно охватывать полюсный вывод, и контакт нарушится, что приведет к быстрому окислению как полюсных выводов, так и наконечников проводов. И те, и другие имеют конусные посадочные поверхности. При зачистке и частом снятии наконечников с выводов правильная форма конусов постепенно нарушается и между выводом и наконечником провода образуется зазор, который активно вбирает в себя электролит. Окисление в этом случае происходит настолько быстро, что очищать выводы батареи приходится чуть ли не каждую неделю. Чтобы избежать этого, старайтесь как можно реже снимать наконечники проводов с выводов батареи. Если вы хотите отключить батарею во время стоянки автомобиля, то лучше установите выключатель «массы» или в крайнем случае отсоедините минусовой провод батареи от корпуса автомобиля.

При небрежном обращении с выводами батареи между ними и гнездами крышки могут появиться зазоры, через которые электролит попадет на контактные поверхности, что тоже ускорит окисление. Старайтесь не допускать возникновения подобных зазоров, а если они появились, замажьте их эпоксидным, ацетатным или силикатным клеем. Хорошие результаты дает установка на выводах батареи специальных колец, пропитанных щелочным составом, который нейтрализует электролит и тем самым предохраняет выводы от окисления. Такие кольца бывают в продаже, но можно их сделать самостоятельно из фетра или тонкого войлока, а затем пропитать щелочным раствором, смешанным с моторным маслом, или раствором кальцинированной соды. Кольца наденьте на полюсные выводы и установите наконечники проводов так, чтобы между ними и кольцами не было зазора.

После соединения зачищенные наконечники проводов и выводы батареи покройте защитной пленкой: смазкой ПВК или ВТВ-1 (баллончики с ними продаются в хозяйственных магазинах), защитными водовытесняющими составами (ЗВВС) «Унисма-1», «Унисма-2», WD-40 или лаковой пленкой. Можно покрыть полюсные выводы моторным маслом или препаратом «Мовиль». Хотя эти средства предназначены для других целей, однако обработанные ими контактные поверхности долго не окисляются. И наконец, завершая очистку батареи, вымойте и вытрите насухо боковые стенки и дно батареи.

Хранение аккумуляторной батареи

Батарею на зиму можно не снимать с автомобиля но обязательно нужно обсушить, полностью зарядить и довести плотность электролита до нормы, иначе он может замерзнуть (табл. 2). В неотапливаемом гараже условия для хранения батареи наиболее благоприятны: она хорошо сохраняет свои характеристики при температуре от 0 оС до -20 оС, т.к. в этом случае саморазрядка батареи замедляется. Проверять плотность электролита в хранящейся батарее можно раз в месяц. Когда плотность уменьшится до 1,23 г/см3, батарею нужно поставить на подзарядку.

В отапливаемом гараже и вообще при положительных температурах батарею лучше не хранить, но если другого выхода нет, то проверяйте плотность электролита каждые две недели и, как только она станет меньше начальной на 0,05 г/см3, ставьте батарею на подзарядку.

Еще несколько советов

Срок службы батареи зависит не только от ее состояния, но и от правильного использования. Старайтесь не допускать длительного разряда батареи большим током — в таких случаях ее пластины могут быстро покоробиться активная масса из них выпадет, и батарея выйдет из строя. Поэтому при пуске двигателя стартер включайте на короткое время (10-15 с). Если двигатель с первой попытки не запустился, сделайте полуминутный перерыв, после двухтрех неудачных попыток увеличьте время перед новой попыткой. Этим вы дадите батарее возможность восстановить плотность электролита в порах пластин, а значит, и способность отдавать больше энергии. Желательно при пуске, особенно зимой, выжимать педаль сцепления, тогда батарея и стартер не будут терять энергию на проворачивание деталей коробки передач.

Зимой после длительной стоянки автомобиля батарея работает хуже из-за увеличения вязкости электролита, поэтому желательно на несколько минут включить габаритные фонари, чтобы «прогреть» батарею,

Распространенной причиной разрядки батареи между поездками является утечка тока из-за каких-либо неисправностей потребителей электроэнергии (чаще всего стеклоочистителя) либо из-за оставленных на ночь включенными габаритных фонарей, магнитолы и др. Чтобы избежать разрядки батареи, закрывая автомобиль на ночь, снимите наконечник провода с «плюсового вывода» батареи и быстро коснитесь наконечником «плюсового вывода». Если между ними появится искрение, значит, есть утечка тока. В этом случае проще всего оставить на ночь батарею отключенной от бортовой сети (т.е. не надевать наконечник провода на «плюсовой вывод» батареи), а на следующий день найти и устранить причину утечки тока.

Если вы оставляете автомобиль на продолжительное время в гараже или перед домом с включенной сигнализацией, не забудьте периодически проверять и подзаряжать батарею. Особенно это важно делать осенью и зимой, когда резкие колебания температуры воздуха вызывают появление конденсата в подкапотном пространстве. Конденсат часто приводит к увеличению тока в цепях сигнализации, и батарея быстро разряжается, иногда до такой степени, что даже контрольные приборы не реагируют на включение зажигания.

Перед эксплуатацией машины защитите дополнительное реле включения стартера от влаги, например, закрыв его вырезанным из пластмассовой бутылки кожухом.

Проверка и корректировка уровня электролита в аккумуляторах

Уровень электролита легко проверить стеклянной трубкой с внутренним диаметром 3-4 мм. Трубку опустите в заливное отверстие аккумулятора до упора в предохранительную сетку, зажмите пальцем верхнее отверстие трубки (рис. 12) и аккуратно извлеките ее. Высота столбика электролита, оставшегося в нижней части трубки, должна быть в пределах 10-15 мм.

Обычно в батареях 6СТ 55АЗ (А7з) на полупрозрачном корпусе нанесены метки «min» и «mах». При норме уровень электролита находится между этими метками, когда уровень меньше нормы, в аккумулятор добавляют дистиллированную воду. Доливать водопроводную воду нельзя, т.к. она содержит ряд солей и органических веществ, вызывающих быстрое разрушение пластин батареи и ускоренную саморазрядку батареи Дистиллированную воду можно купить в аптеке или получить при оттаивании бытового холодильника. В крайнем случае используют дождевую воду или воду, образованную из растопленного чистого снега. Ее нужно собрать в эмалированную или стеклянную посуду, а перед заливкой в аккумулятор прокипятить и профильтровать через бумажный фильтр

При заливке водь в аккумуляторы используют приспособление, устанавливающее нужный уровень электролита, сделанное из обычной резиновой груши с пластмассовым или эбонитовым наконечником. На расстоянии 10-15 мм от конца наконечника делают пропил или отверстие (рис. 13). Чтобы установить необходимый уровень электролита, залейте в аккумулятор дистиллированной воды заведомо выше нормы, а затем сожмите грушу, опустите ее в аккумулятор и отпустите.

Лишний электролит уйдет в грушу, а уровень в аккумуляторе установится на линии отверстия в наконечнике груши, т.е. в 10-15 мм от предохранительного щитка. Если при обслуживании батареи вы пользуетесь ареометром, проделайте в его эбонитовой трубке такое же отверстие, как и в наконечнике груши (рис. 14). С помощью ареометра также легко установить необходимый уровень электролига. Чтобы ареометр сохранил свое основное назначение, наденьте на трубку резиновое кольцо, которое закрывало бы отверстие 5 при измерении плотности электролита.

Проверка и корректировка плотности электролита

По плотности электролита судят о степени заряженности батареи: чем ниже плотность, тем более разряжена батарея. Уменьшение плотности на 0,01 г/см3 по сравнению с первоначальной означает, что батарея разрядилась примерно на 6%

Информацию о плотности электролита, а значит, и о степени заряженности батареи, можно получить при проверке плотности электролита ареометром или плотномером (рис. 15). Трубку 1 ареометра (см рис.15, а) опустите в аккумулятор и грушей 3 набирайте в нее электролит до тех пор, пока поплавок 4 не всплывет. Деление, до которого погрузился поплавок, покажет плотность электролита Старайтесь держать ареометр так, чтобы уровень электролита в нем был на уровне глаз. Перед измерением плотности два — три раза наберите в ареометр электролит для смачивания стенок, чтобы избежать прилипания к ним поплавка. Если же прилипание случится, легонько постучите пальцем по колбе.

Плотномер (см. рис. 15, б) удобен тем, что в нем нет стеклянных деталей - корпус с трубкой и семь поплавков выполнены из пластмассы. Поплавки 6 имеют различные массы, поэтому всплывают при различной плотности электролита. Цифры, нанесенные на корпусе плотномера против каждого поплавка, указывают наименьшую плотность, при которой поплавок всплывает. Плотность электролита определяется по всплывшему поплавку с наибольшей цифрой Если уровень электролита мал, долейте в аккумулятор дистиллированной воды и через полтора — два часа, когда вода перемешается с электролитом, приступайте к измерению плотности.

Не забудьте, что плотность электролита в большой степени зависит от его температуры, поэтому результаты измерений нужно всегда приводить к температуре +25 °С. Делают это так. Если температура электролита выше +25 °С, то к показаниям ареометра или плотномера добавляют поправку 0,007 г/см3 на каждый градус. Эту же поправку вычитают из показаний ареометра, если температура электролита ниже +25 °С.

Еще одно важное замечание. Плотность электролита полностью заряженной аккумуляторной батареи зависит от климатических условий работы автомобиля. Для проверки по плотности электролита степени заряженности батареи воспользуйтесь таблицей 3. Батарею, разряженную летом более, чем на 50%, а зимой более, чем на 25%, нужно снять с автомобиля и зарядить.

В случае, когда плотность электролита у различных аккумуляторов батареи отличается более чем на 0,02 г/см3 или же слишком низкая, подзарядите батарею током 1-2 А в течение суток. Если и после этого напряжение батареи будет меньше 12 В, то батарею следует менять.

Узнать, есть ли в батарее неисправности, можно по величине электродвижущей силы (ЭДС) и напряжения.

Проверка ЭДС и напряжения батареи

Измеряют ЭДС и напряжение батареи с помощью аккумуляторного пробника Э107 (рис. 16) или диагностических приборов Н-2001 и «ЛИВА-100». В корпусе 6 пробника размещены два параллельно соединенных резистора 1. Контактной гайкой 3 резисторы могут подключаться между ножкой 2 и щупом 7, который соединен с кронштейном. К этому же кронштейну крепится вольтметр и по одному концу каждого из резисторов

Для измерения ЭДС отверните гайку 3 (при этом резисторы 1 отключаются от ножки 2) и подключите щуп 7 к «минусовому», а ножку 2 - к «плюсовому» выводу батареи.

Чтобы измерить напряжение, затяните гайку 3 (резисторы 1 включаются между ножкой 2 и щупом 7) и снова соедините пробник с выводами батареи.

Батарея исправна, если значение измеренной ЭДС не меньше рассчитанного по плотности электролита (для определения расчетной ЭДС сложите значения плотности всех аккумуляторов батарей и к полученной сумме прибавьте 5,04), а напряжение в конце пятой секунды не упадет ниже 8,9 В.

Аналогично проверяют батареи приборами Н-2001 и«ЛИВА-100». При этом нагрузку в них включают и отключают не гайкой, а кнопкой.

Электрооборудование автомобилей ИЖ-2126 ОДА
В.В. Литвиненко

  « 1 [2] 3 »


Читайте также:




Оставить комментарий
Ваше имя: *
Ваша почта: ?

Комментарий: *




Введите символы: *
Обновить




222555

Обратная связь | Фотогалерея | Книги по автомобилям
© 2008-2024 CarLines.ru