7.1. УСТРОЙСТВО
В комбинации приборов 211.3801 (рис. 149) автомобилей «Ода» использованы вольтметр В250, термометр УК285 с датчик ком ТМ100А, топливомер УБ285 с датчиком ИЖБМ1.3827, спидометр СП270А, электронный тахометр ТХ200 и эконометр 11.3814 7.1.1. Устройство вольтметра
Вольтметр В250 - магнитоэлектрический прибор, показывающий напряжение бортовой сети. Шкала вольтметра имеет три зоны: средняя белого цвета соответствует нормальному напряжению сети (12-15 В); левая оранжевого цвета сигнализирует о пониженном напряжении сети (8-12 B); правая красного цвета показывает повышение напряжение сети (1ЭД 16,5 В).
Конструктивно вольтметр содержит два магнита 1 и 2 (рис.
150), две катушки К1 и К2, намотанные на пластмассовые колодки 7, и стрелку 3 с ограничителем 4. В нерабочем состоянии взаимодействием магнитных полей магнитов 1 и 2 стрелка прибора устанавливается в левом углу шкалы. Во включенном положении к катушкам К1 и К2 прикладывается напряжение бортовой сети автомобиля. По катушкам проходит ток. Создающийся при этом результирующий магнитный поток катушек К1 и К2 устанавливает подвижный магнит 2, а вместе с ним и стрелку 3 в соответствующее напряжению сети положение на шкале.
7.1.2. Устройство термометра
В автомобилях «Ода» применяются термометр и топливомер логометрического типа. В логометрических приборах в качестве датчиков использованы резисторы, величина сопротивления которых изменяется с изменением измеряемой неэлектрической величины (температуры охлаждающей жидкости, уровня топлива). Указателем в этих приборах служит магнитоэлектрический логометр - прибор, измеряющий отношение токов, протекающих по его обмоткам. Принцип работы магнитоэлектрического логометра основан на взаимодействии поля постоянного магнита с магнитным полем обмоток, по которым протекает ток.
В комплект термометра автомобилей «Ода» входят датчик ТМ100A и стрелочный указатель УК285. Датчик термометра (рис.
151) установлен с левой стороны двигателя в гнезде корпуса термостата и представляет собой латунный баллон 1 с расширенной верхней частью, где выполнены шестигранник под ключ и коническая резьба для крепления датчика. К плоскому донышку баллона прижат терморезистор 4, выполненный в виде таблетки. Между зажимом датчика и терморезистором установлена токоведущая пружина 3, изолированная от стенки баллона. Указатель термометра имеет три измерительные обмотки 1, 3, 4 (рис. 152), соединенные таким образом, что магнитные потоки, создаваемые обмотками 1 и 3, действуют вдоль их. общей оси и направлены навстречу друг другу. Суммарный магнитный поток обеих обмоток определяется разностью их магнитных потоков. Магнитный поток обмотки 4 действует под углом 90о к суммарному магнитному потоку обмоток 1 и 3. Обмотки 3 и 4 подключены к «массе» через термокомпенсационный резистор 5, а обмотка 1 соединена с датчиком 7. На оси стрелки 2 укреплен постоянный магнит, магнитный поток которого, взаимодействуя с результирующим магнитным потоком обмоток указателя, поворачивает постоянный магнит, а вместе с ним и стрелку указателя, на определенный угол, соответствующий величине измеряемой температуры. В исходном положении стрелка 2 удерживается постоянным магнитом 6, размещенным в корпусе указателя.
Принцип действия термометра заключается в следующем.
При включении питания ток проходит от батареи (генератора) по обмоткам 1,3,4 (см. рис. 152) логометрического указателя и терморезистору датчика 7. Ток, проходящий по обмоткам 3, 4 и термокомпенсационному резистору 5, постоянен, поэтому и магнитные, потоки, создаваемые обмотками 3 и 4, остаются практически неизменными. Ток в обмотке 1, и, следовательно, создаваемый ею магнитный поток зависят от величины сопротивления датчика.
При малой температуре охлаждающей жидкости сопротивление датчика велико, ток в обмотке 1 и ее магнитный поток будут малы.
Результирующий магнитный поток всех трех обмоток поворачивает постоянный магнит и стрелку 2 в левую часть шкалы указателя. С увеличением температуры охлаждающей жидкости сопротивление терморезистора уменьшается, вследствие чего увеличивается ток в обмотке 1 и создаваемый ею магнитный поток. Результирующий магнитный поток обмоток изменяется таким образом, что стрелка 2 повернется в правую часть шкалы указателя.
7.1.3 Устройство топливомера
В автомобилях «Ода» используется логометрический топливо- мер в состав которого входят указатель УБ285 и реостатный датчик ИЖБМ1.3827. Датчик (рис. 153) помещен в корпус 3, крышка 4 которого имеет установочный фланец 6 и вывод 5. В нижней части корпуса установлен реостат из текстолитовой пластины 10 с намотанной на нее с неравномерным шагом нихромовой проволокой 12. Один конец 11 намотки реостата соединен с выводом 5, а второй - с «массой» 8. Соединение с «массой» обеспечивает отсутствие искрения.
Ползунок 9 реостата установлен на вращающейся оси 2 и связан с подвижным рычагом 7, на конце которого закреплен пластмассовый поплавок 1.
Корпус датчика установлен на верхней крышке топливного бака таким образом, что рычаге поплавком расположен внутри бака. При понижении уровня топлива поплавок с рычагом перемещается вниз, а ползунок по обмотке реостата - в сторону уменьшения сопротивления реостата. Датчик снабжен контактным устройством, при помощи которого включается сигнализатор, оповещающий водителя о снижении уровня топлива до минимального значения и необходимости произвести заправку. Конструкция и схема логометрического указателя уровня топлива аналогичны конструкции и схеме логометрического указателя температуры (рис. 154), но отличаются обмоточными данными и величиной резисторов.
7.1.4. Устройство спидометра
На автомобилях «Ода» применяется магнитоиндукционный спидометр СП270А с гибким валом Спидометр оснащен механизмом узла скорости и механизмом счетного узла Механизм скоростного узла (рис. 155) состоит из валика 1 с жестко закрепленными на нем магнитом 5 и магнитным шунтом 4, чашеобразной картушки 6, магнитного экрана 7, оси 8, стрелки 12, пружины 11, рычажка 9 и шкалы, проградуированной в км/ч. Один конец пружины закреплен на втулке 10, а другой - на рычажке 9. Валик 1 приводится во вращение гибким валом от ведомого вала коробки передач.
При вращении магнита 5 его магнитный поток пронизывает алюминиевую катушку 6, в которой индуцируется ЭДС, создающая вихревые токи, которые, в свою очередь, создают магнитное поле. Магнитное поле катушки 6, взаимодействуя с магнитным полем магнита 5, создает вращающий момент, вызывающий поворот катушки в сторону вращения магнита, а вместе с ней оси 8 и стрелки, указывающей скорость движения автомобиля.
Момент вращения катушки уравновешивается противодействующим моментом пружины 11. От червячной шестерни валика 1 через валики 14 и 13 осуществляется привод счетного узла. Счетный узел состоит из шести барабанчиков со скрытым внутренним зацеплением. Крайний справа барабанчик показывает десятые доли километра. Счетный узел отсчитывает пробег автомобиля до 99999,9 км, после чего автоматически переходит через нули, и отсчет начинается сначала.
7.1.5. Устройство электронного тахометра
Электронный тахометр регистрирует частоту размыканий контактов прерывателя (или частоту импульсов датчика-распределителя), пропорциональную частоте вращения коленчатого вала двигателя
Принцип действия электронного тахометра основан на преобразовании частоты импульсов, возникающих в первичной цепи системы зажигания при размыкании контактов прерывателя, в электрический ток, измеряемый магнитоэлектрическим прибором.
Электронный тахометр ТХ200 (рис. 156) включает в себя блок Формирования стартовых импульсов (БСИ), транзисторный одновибратор (ТО), магнитоэлектрический измерительный прибор (Р) и стабилизатор напряжения (СИ). Стабилизатор напряжения состоит из кремниевого стабилитрона VD и резистора R11.
Блок формирования стартовых импульсов выделяет из входного сигнала UBX в форме затухающей синусоиды импульс определенной величины и формы, который затем подается как стартовый на транзисторный одновибратор. В исходном состоянии транзистор VT2 открыт током, протекающим по цепи резистора R10; конденсатор СЗ заряжен.
Напряжение на резисторе R5 создается в запирающем направлении, поэтому транзистор VT1 закрыт. Положительный запускающий импульс, подаваемый на базу транзистора VT1, открывает его, конденсатор СЗ разряжается по цепи: эмиттер-коллектор транзистора VT1 и резистор R10. При этом транзистор VT2 переходит в закрытое состояние и остается закрытым, пока конденсатор СЗ не разрядится, т.к. к его базе приложен отрицательный потенциал.
Транзистор VT1 открыт под действием тока, протекающего по цепи R8-R9. При этом через магнитоэлектрический измерительный прибор проходит импульс, длительность которого определяется параметрами разрядной цепи C3-R10. После разряда конденсатора СЗ схема скачкообразно переходит в исходное устойчивое состояние до прихода нового стартового импульса. Следовательно, среднее эффективное значение тока, проходящего через магнитоэлектрический прибор и определяющего положение стрелки прибора, будет зависеть от частоты замыкания контактов прерывателя.
7.1.6. Устройство эконометра
Эконометр 11.3814 предназначен для определения наиболее экономичного режима работы двигателя при движении автомобиля. Он представляет собой вакуумметр, работающий на вакууме, создаваемом во впускном трубопроводе двигателя. Шкала прибора разделена на три зоны: зеленого, белого и красного цвета.
При закрытой дроссельной заслонке и работе двигателя с малой частотой вращения вала на режиме холостого хода стрелка указателя находится в зеленой зоне минимального расхода топлива. При частичном открытии дроссельной заслонки с увеличением нагрузки на двигатель при движении автомобиля расход топлива увеличивается, разряжение во впускном трубопроводе понижается, и стрелка перемещается в зону белого цвета. При дальнейшем открытии дроссельной заслонки карбюратора, вплоть до полного, разряжение во впускном трубопроводе снижается до 10 кПа, стрелка прибора перемещается в красную зону, что свидетельствует о значительном возрастании расхода топлива.
Таким образом, пользуясь показаниями эконометра, можно поддерживать наиболее оптимальные режимы работы двигателя с минимальным расходом топлива. Для этого регулируют положение дроссельной заслонки карбюратора так, чтобы стрелка эконометра находилась в зеленой или белой зонах шкалы прибора. Следует отметить, что эконометр не является расходомером и не служит для определения расхода топлива в данный момент движения автомобиля.
Электрическая схема соединений контрольных приборов в автомобилях «Ода» приведена на рис. 157.
7.2. ДИАГНОСТИКА
Неисправностями контрольных приборов являются обрывы и короткие замыкания в их цепях, а также неисправности датчиков и указателей. Для поиска этих неисправностей по алгоритмам на рис.
158-161 достаточно иметь тестер и небольшой кусок провода.
7.3. УСТРАНЕНИЕ НЕИСПРАВНОСТЕЙ
7.3.1. Проверка указателя уровня топлива
Работу указателя уровня бензина в баке можно проверить, на снимая его с автомобиля. Для этого возьмите какой-либо сосуд известной емкости и с его помощью постепенно наполните бак бензином. По мере наполнения бака проведите несколько сравнений показаний прибора с действительным количеством в бак. Они должны различаться не более чем на 7%.
7.3.2. Проверка указателя температуры охлаждающей жидкости
Для проверки термометра нужно иметь тестер и ртутный термометр с пределами измерения температуры от 0 до 150 оС.
Запустите двигатель, установите средние обороты и через 10-15 мин зафиксируйте показания штатного термометра. Затем, не останавливая двигатель, выверните датчик термометра и вместо него поставьте ртутный термометр. Сравните их показания. Если штатный термометр показывает температуру с погрешностью 5%, проверьте тестером сопротивление датчика ТМ100-А логометрического термометра.
При температуре 40 оС сопротивление датчика должно составлять 400-530 Ом, при температуре 80 оС (130-157) Ом, при температуре 100
°С (80 95) Ом, а при температуре 120 °С - (51-63) Ом. ]
7.3.3 Проверка датчика аварийного давления масла
Датчик аварийного давления масла легко проверить с помощью несложного приспособления. Для этого выточите из стали или латуни переходник (рис. 162). Кроме того, необходимо иметь исправный (эталонный) манометр со шкалой до 8-10 кгс/см2 (например, манометр от ножного насоса для накачки шин). Вверните датчик в переходник и соберите схему, как показано на рис. 163 В исходном положении при включенном выключателе 4 контрольная лампа должна гореть Затем, вворачивая эталонный манометр в переходник, замерьте давление, при котором лампа гаснет Его величина должна составлять 0,2-0,6 кгс/см2.
7.3.4. Проверка спидометра
Счетчик пройденного пути позволяет быстро проверить спидометр, не снимая его с автомобиля и не прибегая к помоги дополнительных приборов и устройств. Подложите под передние колеса надежные упоры, а задние колеса вывесите. Запустите двигатель и установите по спидометру скорость 40 км/ч. Затем с помощью секундной стрелки часов замерьте время между двумя любыми показаниями счетчика пройденного пути. Реальная скорость движения автомобиля будет равна:
V=(S2-S1) /t (км/ч), где
S2 и S1 - показания счетчика в начале и конце замера соответственно, км;
t - время между показаниями S1 и S2 счетчика, ч.
Повторите проверку при скорости 80 км/ч.
Сравнивая вычисленную и установленную по спидометру скорости, можно определить погрешность работы спидометра.
7.3.5. Проверка вольтметра
Вольтметр можно проверить, не снимая с автомобиля, пользуясь схемой, приведенной на рис. 164. Показания вольтметра не должны отличаться более чем на 5% от показаний тестера.
Электрооборудование автомобилей ИЖ-2126 ОДА
В.В. Литвиненко
|