9.1. АККУМУЛЯТОРНАЯ БАТАРЕЯ
Если вы хотите приобрести новую аккумуляторную батарею, то проще всего купить такую же, как та, что установлена на вашем автомобиле. Но можно воспользоваться и батареей другого типа - на прилавках автомагазинов сейчас богатый выбор батарей как отечественного, так и зарубежного производства. При выборе батареи придерживайтесь нескольких простых правил, описанных ниже.
1. В продаже имеются батареи обычные, малообслуживаемые, и необслуживаемые. Лучше всего купить батарею малообслуживаемого типа, такая батарея обычно выполнена в пластмассовом корпусе с внутренними межэлементными соединениями и имеет заливочные горловины с пробками. По сравнению с обычными такие батареи требуют значительно меньше внимания к их обслуживанию. В то же время малообслуживаемые батареи не столь чувствительны к изменениям характеристик бортовой сети, как необслуживаемые. Поскольку по качеству электрической энергии автомобиль ИЖ-2126 «Ода» уступает современным импортным автомобилям, необслуживаемую батарею на «Оду» ставить нецелесообразно: она может быстро выйти из строя.
2. Внимательно изучите электрические характеристики подобранной батареи. Обычно на батарее указывают три важных электрических параметра:
• Емкость батареи. Для автомобиля «Ода» она должна быть равна 55 А∙ч. Именно на такую емкость рассчитаны характеристики других электрических систем автомобиля. При использовании батареи меньшей емкости у вас могут возникнуть проблемы с пуском двигателя, особенно зимой.
Кроме того, такая батарея может быть подвержена перезарядке, а следовательно, срок её службы будет небольшим. При установке батареи большей емкости возникает опасность выхода из строя привода стартера из-за больших моментов, развиваемых электродвигателем стартера при пусках двигателя. Кроме того, такая батарея может испытывать недозарядку, особенно в ночное время: генератор не рассчитан на ее подзарядку.
• Ток разрядки батареи при температуре -18 оС. Величина этого тока в отечественных батареях по ГОСТ 959-91 и в импортных батареях, выполненных по немецкому стандарту DIN 43539, определяется на 30-й секунде разрядки при условии, что напряжение батареи при этом будет не ниже 9 В. Значение этого тока для батарей емкостью 55 А∙ч должно быть не менее 255 А. Если же покупаемая вами импортная батарея имеет стандарт США SAE j537 или новый стандарт Евросоюза EN, то ток разрядки (в указанных стандартах он называется током холодной прокрутки) определяется на 30-й секунде (SAE) или 10-й секунде (EN) при температуре -18 °С и при условии, что напряжение батареи не ниже 7,2 В и 7,5 В соответственно. Естественно, что ток холодной прокрутки больше, чем ток разряда по ГОСТ 959-91 и стандарту DIN 43539 - ориентировочно в 1,6-1,7 раза. Это значит, что ток холодной прокрутки в выбираемой вами импортной батарее должен быть не менее 410 А. С 1 января 2002 года в России вступил в действие новый стандарт, согласно которому на отечественных батареях должен указываться ток холодной прокрутки по стандарту Евросоюза EN.
• Резервная емкость время в течение которого при токе 25 А напряжение батареи снижается до величины 10,5 В. Резервная емкость показывает, как долго батарея способна обеспечивать питание энергопотребителей при неработающем генераторе. Резервная емкость аккумулятора для автомобиля «Ода» должна позволить ему работать не менее 1,5-2 ч.
3. Целесообразно приобрести батарею, уже залитую электролитом. Сначала осмотрите батарею на предмет отсутствия повреждений, а затем с помощью продавца проверьте плотность электролита, ЭДС и напряжение батареи. Плотность электролита не должна отличаться от номинальной более чем на 0,02 г/см3, ЭДС должна быть не менее 12,5 В, а напряжение на 10-й секунде нагрузки — не менее 11 В.
9.2. РЕГУЛЯТОР НАПРЯЖЕНИЯ ВЗАМЕН РЕГУЛЯТОРА 121.3702
Штатный регулятор напряжения 121.3702 автомобиля ИЖ-2126-020 обладает двумя существенными недостатками.
Во-первых, он поддерживает напряжение в заданных пределах на собственных выводах, не учитывая падения напряжения в цепи от генератора к регулятору. В результате при загрязненных и окисленных контактах цепи питания обмотки возбуждения на выводах регулятора напряжение может быть нормальной величины (например, 14 В) а на выводе «30» генератора - большей величины (например, 16 В). Повышенное напряжение генератора вызывает перезарядку батареи.
Во-вторых в регуляторе 121.3702 не предусмотрено устройство отключения цепи питания обмотки возбуждения генератора при остановке двигателя, поэтому батарея разряжается, если двигатель не работает, а зажигание включено (например, при обслуживании автомобиля).
При замене регулятора проследите за тем, чтобы новый по характеристикам не уступал регулятору 121.3702, имел специальный измерительный вывод, подключаемый к плюсовому выводу батареи (для исключения ее перезарядки), и устройство отключения цепи питания обмотки возбуждения генератора при остановке двигателя.
9.3. ЗАРЯДНОЕ УСТРОЙСТВО
В продаже имеются зарядные устройства с регулированием, тока зарядки, автоматические зарядные устройства и пускозарядные устройства.
Конечно, удобнее всего пользоваться автоматическим зарядным устройством: его нужно лишь подключить к батарее, и оно само ее зарядит и автоматически отключится. Но у автоматических зарядных устройств есть существенный недостаток: если батарея по каким-либо причинам сильно разрядится (до ЭДС меньше 8 В), то с помощью автоматического зарядного устройства восстановить работоспособность батареи не удастся.
Зарядные устройства с регулированием тока зарядки в этом отношении предпочтительней: с их помощью можно не только зарядить батарею любой степени разряженности, но и исправить сульфатацию пластин батареи.
Пускозарядные устройства обладая достоинствами обычных зарядных устройств с регулированием тока зарядки, могут обеспечить питание электродвигателя стартера при пуске током до 100 А. Это позволит без проблем запускать двигатель зимой или при разряженной батарее. Правда, для работы пускозарядное устройство нужно подключить к бытовой сети напряжением 220 В.
9.4. ЭЛЕКТРОННАЯ СИСТЕМА ЗАЖИГАНИЯ
Применение электронной системы зажигания повышает топливную экономичность двигателя, уменьшает нагарообразование и токсичность отработавших газов, а также облегчает запуск двигателя зимой. Кроме того, электронные системы зажигания обладают повышенной надежностью и стабильностью в работе, значительно реже требуют технического обслуживания.
В продажу сейчас поступает большое число различных электронных блоков и систем зажигания, которые условно можно разделить на три группы: электронные блоки, устанавливаемые в дополнение к штатным контактным системам зажигания; электронные бесконтактные системы зажигания, устанавливаемые взамен традиционных контактных систем; электронные двухкатушечные бесконтактные системы зажигания для всех автомобилей.
К первой группе относятся блоки, улучшающие работу контактной системы зажигания. Эти приборы обеспечивают надежную работу систем зажигания при снижении напряжения бортовой сети до 6-6,5 В, снижают ток, проходящий через контакты прерывателя, до величины 0,1-0,3 А, имеют режим многократного искрообразования для надежного запуска двигателя, а также устройства коррекции угла опережения зажигания и быстрого переключения на обычную (классическую) систему зажигания. В продаже появились блоки, имеющие достаточно высокие характеристики, в том числе и оснащенные устройствами коррекции угла опережения зажигания: «Сонар», «Пульсар», «Мультитроникс- SG» и др.
При эксплуатации большинство подобных электронных блоков Желательно периодически отключать от штатной системы зажигания. Дело в том, что, как правило, эти блоки обеспечивают прохождение через контакты тока величиной 0,1 -0,3 А. С одной стороны, это хорошо - между контактами нет искрения и они практически не изнашиваются. Но, с другой стороны, контакты не самоочищаются (для этого нужно, чтобы через них проходил ток величиной более 1 А), что может нарушить работу системы зажигания. Периодическое отключение электронного блока обеспечит самоочищение контактов (напомним, что в штатном режим работы системы зажигания значения проходящего через контакты тока достигают 4 А).
Ко второй группе электронных приборов зажигания относятся системы, предусматривающие замену контактного датчика (прерывателя) бесконтактным. Проще всего купить и установить бесконтактную систему зажигания, предназначенную именно для двигателей автомобилей ИЖ-2126. Впрочем, это дело вкуса - можно установить и другую понравившуюся систему.
Есть еще один путь сделать обычную систему зажигания бесконтактной. Промышленность сейчас выпускает бесконтактные датчики момента искрообразования, предназначенные для установки вместо прерывателя в штатный распределитель. Датчик может работать вместе с любым из имеющихся в продаже электронных коммутаторов.
Обычно бесконтактный датчик момента зажигания представляет собой датчик Холла, поставляемый в комплекте со специальной крыльчаткой (экраном), задающей момент искрообразования. Кроме таких датчиков, в продаже имеются инфракрасные, выполненные как отдельно от коммутатора (например, система «Бустер-3»), так и в виде единого с коммутатором блока, устанавливаемого вместо прерывателя (система «Сонар-ИК»). Достоинством инфракрасных датчиков является сохранение ими работоспособности при снижении питания до напряжения меньше 6 В.
Наконец, в продаже появились системы зажигания, в который отсутствует привычный распределитель зажигания. Они содержат датчик, состоящий из бесконтактного датчика Холла, центробежного и вакуумного регуляторов опережения зажигания, две катушки зажигания (каждая с двумя высоковольтными выводами) и двухканальный коммутатор. Каждая из катушек зажигания подает высокое напряжение одновременно в два цилиндра двигателя, но воспламенение рабочей смеси происходит только в одном. Наличие двух поочередно работающих катушек позволяет отказаться от механического распределителя высокого напряжения. Это, во-первых, повышает надежность работы высоковольтной цепи и, во-вторых, уменьшает помехи радиоприема.
9.5. ОХРАННАЯ СИГНАЛИЗАЦИЯ
Устройств для охраны автомобиля от угона сейчас предлагается очень много. Современные охранные системы обладают множеством различных функций и режимов, часто даже излишних. Выбор типа охранной сигнализации зависит от многих факторов, в том числе и от ваших финансовых возможностей, но в любом случае при покупке сигнализации нужно обратить внимание на следующее:
• желательно, чтобы сигнализация имела не менее трех раздельных цепей блокировки двигателя;
• сигнализация должна сохранять работоспособность при отключении и повторном подключении батареи;
• цепи питания сигнализации и приборов световой сигнализации автомобиля должны быть защищены разными предохранителями;
• сигнализация должна иметь резервный аккумулятор для питания сирены;
• число кодов брелка дистанционного управления должно быть не менее 10 млн.;
• все провода сигнализации должны быть одного (черного) цвета, не иметь маркировки и прокладываться вместе со штатными проводами автомобиля;
• сигнализация должна иметь защиту от электромагнитных излучений и внешних электрических воздействий;
• в случае выхода сигнализации из строя должна быть предусмотрена возможность для хозяина автомобиля уехать через 15 мин
9.6. АВТОТЕСТЕРЫ
Автотестеры служат для контроля параметров и поиска неисправностей электрооборудования при техническом обслуживании. Они подключаются к соответствующим элементам только на время проверки.
Максимально автотестер должен обеспечивать выполнение следующих измерений:
напряжения в бортовой сети в пределах 0-20 В;
падения напряжения на контактах прерывателя в пределах 0-1 в;
силы тока в пределах 0-30 А и 0-300 А; степени заряженности аккумуляторной батареи; угла замкнутого состояния контактов прерывателя с погрешностью не более 2° поворота коленчатого вала;
частоты вращения коленчатого вала двигателя в пределах 0-1500 об/мин и 0-6000 об/мин;
напряжения во вторичной цепи катушки зажигания в пределах 0-30 кВ;
электрического сопротивления цепей.
В продаже нет тестера для автолюбителей, который выполняет все перечисленные функции, поэтому при его выборе ориентируйтесь на ваши собственные потребности. Автолюбительский опыт показывает, что автотестер обязательно должен измерять напряжение бортовой сети, электрическое сопротивление цепей, частоту вращения коленчатого вала двигателя и угол замкнутого состояния контактов.
Электрооборудование автомобилей ИЖ-2126 ОДА
В.В. Литвиненко
|