Carlines.ru - Про автомобили
Расширенный поиск
    

  [Раздел: / Дата: 1.5.12 02:07]

С. Дж. БОБЬЕН Компания «Шелл ойл», Хьюстон, штат Техас, США.

Каждый сектор энергетического рынка стремится видеть себя в центре событий, отводя другим секторам, потребляющим энергию, второстепенную роль. В действительности же все секторы очень тесно связаны между собой, а количество и типы топлив, доступных для одного сектора, в большой степени зависят от потребностей и относительной важности каждого из остальных секторов. Поэтому для того, чтобы сделать заслуживающие доверия прогнозы относительно топлива, необходимо определить общий энергетический баланс, например, в транспортном секторе. После принятия такой концепции становится очевидным, что возникает еще более широкий круг вопросов, который необходимо решить для оценки общественных, политических и экономических факторов, влияющих на размеры потребления топлива. В данном докладе рассматриваются факторы, от которых зависит оценка общего энергетического баланса США до 1990 г., на основании независимых общественных, политических и экономических исследований. 

Полученные результаты приводятся в виде общей потребности в энергии в секторе н общих ресурсов энергии по первичным энергоисточникам. В результате проведенного исследования было установлено интересное обстоятельство.

Прогноз отражает такие предпосылки, как слабость экономики и безработицы в течение большей части 1975 г й переход к постепенному циклическому восстановлению в 1976 г. Экономический подъем предполагается после ликвидации запасов и увеличения реальных доходов в связи с уменьшением инфляции. Как видно из рис. 1, за этим периодом предполагается период устойчивого экономического роста по мере того, как будет сужаться интервал между фактическим уровнем производства и потенциально возможным объемом производства при полной занятости. Потенциальные возможности производства при полной занятости в связи с трудностями спада не будут достигнуты до начала 80х годов Компания «Шелл» считает, что потенциальное экономическое развитие в будущем будет несколько ниже, чем в недавнем прошлом, изза снижения роста населения, более жестких норм охраны окружающей среды и более высоких цен на энергию.

Далее предполагается, что инфляция в последующие несколько лет станет значительно снижаться (рис. 2) благодаря сильному экономическому спаду и вероятности того, что не будет действовать ряд факторов, которые в недавнем прошлом способствовали ускорению инфляции. К этим факторам относятся мировое перепроизводство товаров, мировое снижение производства продовольствия, снижение валютного курса доллара и многократное повышение цены на нефть.

Опыт последнего времени, однако, окажет некоторое дополнительное действие на уровень инфляции в остальной период

Политическая обстановка в ближайшее время, повидимому, заставит принимать серьезные меры, предусматривающие снижение зависимости от зарубежной нефти путем уменьшения ее потребления, а также меры, значительно ограничивающие импорт нефти. Следовательно, действия правительства ограничены определенными рамками.

В течение ближайшего будущего ожидается, что интерес общественности к охране окружающей среда останется на высоком уровне, однако конгресс страны выражает готовность пойти на некоторый компромисс в отношении норм ограничения загрязнения атмосферы и выдачи лицензий на сдачу в аренду участков континентального, шельфа. По мере восстановления экономики страны в 1977 и 1978 гг. вызванное этим увеличение импорта нефти, а также интерес общественности к охране окружающей среды, вероятно, приведут к необходимости рытья некоторых барьеров, ограничивающие увеличение производства отечественной энергии.

Законодательная деятельность, очевидно, будет направлена на смягчение, ограничивающих норм по сооружению ядерных установок, на дальнейшее снятие барьеров с эксплуатации перспективных месторождений горючих сланцев и стимулирование производства синтетических углеводородов на базе горючих сланцев и угля. В этот же период времени предусматривается осуществление серьезных мер для охраны окружающей среды от загрязнения по линии федеральных законов, причем наиболее жесткие ограничения будут введены в западных штатах страны.

Наряду с ростом цен, с которым столкнется нефтяная промышленность, ей придется выдержать и бремя увеличивающихся налогов, что будет тормозить накопление капитала и приведет к ограничению возможности капиталовложений в энергетические объекты.

Надо полагать, что цены на нефть и природный газ в будущем возрастут. Это должно служить значительным стимулом для капиталовложений в сферуэкономии энергии и бережливого использования ее потребителями. Таким образом, в следующем десятилетии в США ожидается снижение потребления энергии, но в абсолютных показателях потребление энергии будет увеличиваться.

В прогнозе предусматривается, что газопровод в долине р. Маккензи, о котором очень много пишут, не будет сооружен в течение рассматриваемого периода, трансаляскинский нефтепровод начнет действовать в 1978 г, а параллельный ему газопровод вступит в строй в 1982 г. Ввод в строй второго арктического нефтепровода проектируется на 1983 г.

Предполагается также, что технический прогресс будет происходить равномерно без каких-либо неожиданных сюрпризов.

Ожидается, что к 1990 г в автомобильном парке США будет 6 млн легковых электромобилей, причем 10% из них в качестве источника энергии используют топливное элементы.

Введение в строй первой коммерчески выгодной промышленной реакторной установки на быстрых нейтронах не ожидается до 1990 г, а термоядерная промышленная установка, если смотреть реально, не вступит в строй ранее чем через 10 лет после этого. Поэтому их влияние в прогнозе не учитывается.

Солнечная энергия к 1990 г будет использоваться для частичного обогрева помещений и нагрева воды. В прогнозе принимается, что за счет солнечной энергии будет обогреваться пятая часть вновь сооружаемых жилых зданий.

Предполагается, что в прогнозируемый период на мировом рынке будет достаточное количество нефти для удовлетворения потребностей США и зарубежных стран. Однако ожидается также, что в период с 1985 по 1990 г потребность в нефти ,будет влиять на ее добычу, осуществляемую экспортерами нефти.

Потребность США в энергии. Потребность США в энергии по секторам потребления приводится на рис. 3.

В период с 1965 по 1970 г потребление энергии в США увеличилось примерно на 5% в год, а в последние годы прирост снизился до 3%

Компания «Шелл» считает, что в течение прогнозируемого периода потребности США в энергии будут увеличиваться, но прирост потребления энергии несколько превысит 2% В течение оставшихся лет этого десятилетия и будет немного меньше 3% в течение 80х годов.

Снижение роста потребления произойдет в результате как экономии энергии, проводимой в стране, так и увеличения в будущем цен на энергию при замедленном приросте населения.

Транспортный сектор экономики, доля которого в течение прогнозируемого периода в общем энергетическом балансе будет снижаться, зависит в основном от нефти. Это заключение вытекает из того, что, по мнению кампании «Шелл», технический прогресс в области транспорта коснется главным совершенствования двигателей внутреннего сгорания. Увеличение использования топлива усовершенствованной техникой вызовет изменение роста в его потребности. На транспортный сектор традиционно приходилось 23%расхода общего энергетического баланса, но к 1990 г доля этого сектора согласно прогнозу должна снизиться до 18%.

Для производства химического сырья в настоящее время используется около 3% общего потребления источников энергии, но ожидается, что в течение прогнозируемого периода потребление источников энергии на эти цели достигнет 6%. Этот прирост явится результатом растущей тенденции к замене природных продуктов по мере снижения ресурсов природного газа синтетическими, получаемыми из нефти.

В жилищнокоммерческом: секторе, к которому относятся жилые дома, склады и служебные помещения, крупнейшим источником топлива останется природный газ. Несмотря на то, что потребности в энергии этого сектора будут возрастать, его доля в общем энергетическом балансе сохранится постоянной на уровне 22—23%.

В промышленном секторе природный газ, используемый в качестве первичного топлива для заводских котельных, будет заменяться углем и в меньшей степени нефтью. Предполагается, что доля этого сектора к концу прогнозируемого периода снизится: с 30 до 27%.

Если не считать прироста потребления нефти для получения химического сырья, наибольший прирост потребления ожидается в коммунальном секторе. Потребность этого сектора будет удовлетворяться главным образом за счет ускоренного производства ядерной энергии. Согласно прогнозу, доля этого сектора в общем энергетическом балансе увеличится в течение рассматриваемого периода с 26 до 32%.

Энергетические ресурсы США Компания «Шелл» полагает, что, как было указано в предыдущем разделе, потребности страны в энергии, выраженной в нефтяных эквивалентах, возрастут с 5692 тыс м3/сут в 1973 г до 8776 тыс м3/сут в 1990 г.

На рис. 4 приводятся изменения энергетических ресурсов США в течение прогнозируемого периода.

Нефть, природный газ и угрль до 1990 г будут оставаться основными источниками энергоснабжения. Однако на долю ядер ной энергии с 1973 по 1990 г придется более половины прироста энергетических ресурсов.

Несмотря на то, что потребление нефти, в том числе импортной, будет продолжать незначительно увеличиваться, доля ее в общем энергетическом балансе несколько снизится — с 46% в.

1972 г до 42.% в 1990 г. Доля природного газа в общем энергоснабжении снизится вдйое — с 30% в 1973 г до 15% в 1990 г. Доля угля увеличится с 19% в 1973 г до 21% в 1990 г. Доля ядерной энергии в общем энергоснабжении возрастет примерно с 1% в 1973 г до 20% в 1990 г. Поэтому в энергоснабжении страны ядерная энергия станет играть такую же важную роль, как и уголь.

Потребность США в нефти. Несмотря на то, что абсолютные размеры потребления нефти в стране будут увеличиваться, темпы роста потребления нефти согласно прогнозу снизятся к концу прогнозируемого периода по сравнению с традиционными от 5 до 1 % в год (рис. 5)

Компания «Шелл» считает, что увеличивающиеся потребности коммунальнобытового сектора в нефти объясняются в первую очередь недостатком природного газа. Для обогрева помещений природный газ частично будет заменен электричеством, а частично нефтью. Тем не менее, доля этого сектора на нефтяном рынке останется постоянной и будет равна примерно 16%

В промышленном секторе, по нашему мнению, также возрастет доля потребляемой нефти, поскольку природный газ из этого сектора будет переключен на другие нужды. Промышленность в 1990 г израсходует 25% потребляемой в стране нефти по сравнению с 16% в последние годы.

В коммунальном секторе будет вначале наблюдаться некоторое увеличение потребления нефти, а затем по мере того, как уголь и ядерная энергия начнут использоваться вместо нефти для производства электроэнергии, потребление нефти в этом секторе снизится.

В то время как в 1973 г доля жилищнокоммерческого сектора составляла 10% общего потребления нефти в стране, к 1985 г она упадет до 8%, а к 1990 г — до 4%

Транспортный сектор, включающий легковые и грузовые автомобили, железнодорожный транспорт, авиацию и другие транспортные средства, в большой степени зависит от нефти. Темпы роста потребления нефти этим сектором будут сокращаться. Его доля в потреблении нефти в стране снизится с 52% в 1973 г до 42% в 1990 г.

Снижение потребления нефти будет связано с усовершенствованием топливных систем как автомобилей, так и самолетов. Проектируются облегченные легковые автомобили с уменьшенными габаритами и с большим пробегом на литр бензина. Кроме того, использование объединенных парков автомобилей, организация массовых транзитных перевозок даст возможность сократить пробег автомобилей.

Проектируются более эффективные самолеты с большими коэффициентами полезной нагрузки.

Для транспортного сектора вследствие особой важности для него нефти дается подробный прогноз по отдельным нефтепродуктам и по различным видам транспортных средств (рис. 6). Размеры потребления топлива легковым автомобильным транспортом в течение прогнозируемого периода будут снижаться, но это снижение должно компенсироваться увеличением потребления бензина грузовыми автомобилями и автобусами. В конечном итоге потребление автомобильного бензина для всех видов транспорта останется приблизительно на неизменном уровне. Быстрее всего будет увеличиваться потребление дизельного топлива для грузовых автомобилей и для автобусов, которое будет возрастать на 5,5% в год, а также реактивного топлива для самолетов, рост потребления которого составит 1,7% в год.

Нефтяные ресурсы США В 1974 г суммарный расход нефти в США составил 2512 тыс м3/сут, из которых на чистый импорт приходилось 938 тыс м3/сут.

Согласно прогнозам компании «Шелл» как видно из рис. 7, темпы прироста поступления нефти в США в оставшиеся годы текущего десятилетия по сравнению с установившимися количествами должны снизиться с 5 до 3% в год. В последующем, в 1980 — 1990гг, ожидается дальнейшее снижение темпов прироста поступления нефти до 1,% I В 1990 г. немногим более половины потребляемой нефти будет добываться в стране, а остальную часть составит импорт. Добыча нефти в нижних 48 штатах и в Южной Аляске в настоящее время снижается. Согласно прогнозам компании «Шелл», несмотря на все будущие инициативы в области энергетики, к 1990 г. добыча нефти в стране не может быть больше 1272 тыс м3/ сут. Однако мы надеемся, что США смогут добывать дополнительно 636 тыс м3/сут нефти в арктических районах. Более того, мы считаем, 4*10 с 1985 г должна начать поступать синтетическая нефть (рис. 8), производство которой к 1990 г. должно достичь 159 тыс м3/сут.

Потребность США в природном газе. Отечественные ресурсы природного газа чрезвычайно ограничены. Поэтому надо говорить о том, каким образом следует распределить оставшиеся ресурсы природного газа в прогнозируемый период.

На рис. 9 показано прогнозируемое снижение ресурсов природного газа в США и соответственно потребление природного газа в стране в будущем. Согласно прогнозам компании «Шелл», при ежегодном увеличении потребления природного газа в прошлом на 6% в будущем оно будет снижаться на 1% в год.

Ожидается, что использование природного газа в качестве сырья для производства химических продуктов будет увеличиваться, однаков меньшей степени, чем производство самих химических продуктов. Это объясняется тем обстоятельством, что природный газ используется также в качестве сырья для получения сельскохозяйственных удобрений, производство которых будет увеличиваться медленнее, чем нефтехимических продуктов.

Согласно прогнозам, компании «Шелл», в. коммунальном секторе потребление природного газа практически полностью прекратится. К концу прогнозируемого периода природный газ будет использоваться лишь для удовлетворения потребностей в пиковые периоды.

Ресурсы природного газа США. Основная доля ресурсов природного газа) в США до 1990 г. будет приходиться на источники нижних 48 штатов и Южной Аляски. Несмотря на новые месторождения, добыча природного газа в стране непрерывно сокращается и к 1990 г. снизится до 340 млрд. м3 в год. Картина с природным газом отличается от положения с нефтью, где после периода снижения добычи наступил период ее увеличения. Несмотря на поступление природного газа из арктических; районов США в количестве 48 млрд. м3 в 1990 г. и дополнительный импорт сжиженного природного газа в количестве 65 млрд. м3 в год, общее поступление природного газа в страну вероятно сократится с 623 млрд м3 в 1973 г. примерно до 510 млрд. м3 в 1990 г. (рис. 10).

ПЕРСПЕКТИВНЫЕ АВТОМОБИЛЬНЫЕ ТОПЛИВА
Перевод: А.П. Чочиа
Под редакцией: профессора Я.Б. Черткова
Москва, 1982

  [1] 2 »


Читайте также:




Оставить комментарий
Ваше имя: *
Ваша почта: ?

Комментарий: *




Введите символы: *
Обновить




222555

Обратная связь | Фотогалерея | Книги по автомобилям
© 2008-2024 CarLines.ru