Реакция ZK создает
момент ZKac, противодействующий
качению колеса.
Рис. 4. Зависимость
деформации шины от нагрузки и разгрузки колеса
Рис. 5. Схема сил, действующих
на ведомое колесо автомобиля
Величину силы сопротивления качению Pf (движение равномерное) находят из условия равновесия колеса
Откуда
Отношение ac/rk обозначается буквой f и
называется коэффициентом сопротивления
качению, характеризующим потери энергии, связанные с качением
колеса.
В действительности плечо сопротивления качению ас больше сноса нормальной
реакции, так как должно учитываться сопротивление качению, вызванное сносом
нормальной реакции из-за потерь энергии на трение в контакте.
Силы сопротивления качению ведомых (Pfl) и ведущих (Рf2)
колес различны. Однако для упрощения выводов принято потери на качение колес
относить ко всему автомобилю (Рf).
Сила сопротивления качению автомобиля, имеющего силу тяжести Gа
Сила сопротивления качению зависит от конструкции и материала
шины, скорости движения, величины приложенных к колесу внешних сил и дорожных
условий.
При движении автомобиля по мягким дорогам шина, углубляясь в
покрытие дороги, спрессовывает частицы опорной поверхности, что требует также
затраты энергии.
Мощность Nf, необходимую для
преодоления сопротивления качению, вычисляют по следующей формуле:
Приводим некоторые значения коэффициента сопротивления качению для
различных дорог: асфальтобетонное покрытие — 0,012—0,018; гравийное покрытие —
0,004—0,07; грунтовое покрытие — 0,03—0,05; песок — ОД—0,3.
Теория и конструкция автомобиля. Кленников В. М., Кленников Е. В. - 1967 |