Тормозная система служит для уменьшения скорости движения
автомобиля, быстрой остановки и для его затормаживания! при стоянке. Торможение
в подавляющем большинстве случаев производится за счет быстрого преобразования
кинетической энергии автомобиля в тепловую, поглощаемую тормозными механизмами,
шинами, трансмиссией и двигателем, если он не отключен от трансмиссии.
На всех автомобилях устанавливают не менее двух независимо
действующих тормозных систем: одна система является основной (рабочей) — она
приводится в действие педалью; другая система вспомогательная, используемая для
затормаживания автомобиля на стоянке и как резервная в случае отказа или
повреждения основной системы; приводится в действие ручным рычагом.
Тормозная система автомобиля состоит из тормозных механизмов,
служащих для замедления вращения колес или одного из валов трансмиссии, и
тормозного привода, необходимого для приведения в действие тормозного
механизма.
При частом и длительном торможении резко возрастает температура
трущихся деталей тормозных механизмов, снижаются коэффициент трения и
эффективность торможения. Поэтому в последние годы на автобусах и грузовых
автомобилях большой грузоподъемности начинают устанавливать дополнительный
тормоз (тормоз-замедлитель), используемый в горных условиях, что повышает
безопасность движения, уменьшает износ деталей основной тормозной системы и
обеспечивает ее постоянную готовность для экстренных торможений. Тормозная система, безусловно один из важнейших узлов автомобиля, отвечающих за безопасность движения. Однако существуют дополнительные автомобильные системы и аксессуары, целью которых является снижение риска получения травм при аварийных ситуациях. Это в первую очередь такие системы как ABS, ESP, EBD, а также вполне вполне "материальные" усилители кузова, автокресла детские, четырехточечные ремни и прочее.
Механическим тормозом-замедлителем можно считать двигатель самого
автомобиля. При торможении двигателем, когда прекращается подача топлива, а
сцепление и коробка передач остаются включенными, сопротивление проворачиванию
колес автомобиля обусловливается главным образом трением поршней о стенки
цилиндров и трением коленчатого вала в подшипниках.
Торможение двигателем дает большой тормозящий эффект, если
автомобиль движется под уклон при включенной первой передаче. При этом
коленчатый вал будет принудительно прокручиваться с повышенной скоростью, из-за
чего механические и другие потери в двигателе резко увеличатся. В зависимости
от конструктивных особенностей двигателя и его технического состояния мощность,
необходимая для принудительного прокручивания коленчатого вала при торможении,
может достигать весьма больших величин — 35—55% от мощности, которую двигатель
развивает при полном открытии дроссельной заслонки и той же скорости вращения
коленчатого вала. Использовать двигатель в качестве тормоза особенно удобно при
движении на длинных спусках, чтобы предотвратить интенсивный износ и
нагрев тормозных накладок.
Возможно также одновременное торможение основной тормозной
системой и двигателем. При одновременном действии колесных тормозов и
торможении двигателем на сухой дороге путь торможения может быть уменьшен на
15—25-%. Торможение двигателем применяют и при движении по скользкой дороге.
Лишь перед остановкой автомобиля выключают сцепление, чтобы не заглушить
двигатель.
Более эффективным тормозом-замедлителем является система с
использованием противодавления на выпуске, когда двигатель автомобиля
используется как компрессор. Для создания противодавления при торможении
автомобиля выпускной трубопровод перекрывают заслонкой. Одновременно прекращают
подачу топлива в цилиндры двигателя. В результате тормозной момент двигателя
возрастает примерно вдвое по сравнению с моментом при обычном торможении
двигателем. Конструкция тормоза-замедлителя с применением заслонки в выпускном
трубопроводе простая и не требует больших затрат. К недостаткам тормоза относятся:
малая эффективность торможения автомобиля, движущегося на высших передачах, и
необходимость в специальном устройстве, предотвращающем выбрасывание масла из
воздушного фильтра двигателя в результате попадания сжатого воздуха из
выпускного коллектора во впускную систему.
Теория и конструкция автомобиля. Кленников В. М., Кленников Е. В. - 1967 |