Верхний и нижний колесные тормозные цилиндры соединены между собой
трубкой 16. Обе колодки при такой
конструкции тормозного механизма работают по направлению вращения барабана,
что усиливает действие тормозов при движении автомобиля передним ходом и
снижает эффективность торможения при движении автомобиля задним ходом.
Тормозные барабаны отлиты из серого чугуна, опорный тормозной
диск — стальной.
Тормозной механизм задних колес автомобиля ЗИЛ-130 (рис. 169)
имеет две колодки 1 и 9, установленные на эксцентриковых
пальцах 11 и 12, позволяющих сцентрировать колодки с
тормозными барабанами. Каждая колодка имеет по две приклепанных накладки 13.
В отличие от тормозных механизмов автомобилей ГАЗ тормозные
колодки разводятся и прижимаются к барабану разжимным кулаком 6, приводимым в действие через
регулировочный рычаг 5 силой
сжатого воздуха, поступающего в тормозную камеру 3.
Зазор между колодками и барабаном регулируется в процессе
эксплуатации автомобиля (частичная регулировка) вращением червяка
регулировочного рычага (см. рис. 170, б).
Полная регулировка, проводимая для центровки колодок и тормозного
барабана после разборки и ремонта тормозов, осуществляется при помощи
зксцентриковых пальцев 11 и 12 (рис. 169).
Тормозной механизм передних колес автомобиля ЗИЛ-130 имеет такую
же конструкцию.
Обе колодки тормозного механизма задних колес автомобиля МАЗ-500
(рис. 170, а) установлены на
одном пальце 7. Усилие от
разжимного кулака 5 на колодки 3 передается через ролики 6, помещенные в вырезах концов колодок.
При такой конструкции снижается трение и повышается к. п. д. тормозного
механизма.
Регулировка зазора между колодками и тормозным барабаном в
процессе эксплуатации, как и в колесном тормозном механизме автомобиля ЗИЛ-130,
производится вращением червяков регулировочных рычагов 9 (рис. 170, б), соединенных с тормозными
камерами.
Червячное колесо 12 установлено
на шлицевом конце вала разжимного кулака, а червяк 11 на оси, вращающейся в корпусе регулировочного рычага.
Конец оси червяка имеет квадратную головку, посредством которой можно
поворачивать разжимной кулак. По щелчкам шарикового фиксатора 8 контролируют угол поворота оси червяка.
Колесные тормозные механизмы автомобиля ГАЗ-13 «Чайка», будучи в
основном аналогичны тормозным механизмам автомобиля ГАЗ-21 «Волга», имеют
устройство, автоматически поддерживающее нормальный зазор между тормозным
барабаном и накладками тормозных колодок.
В колесный тормозной
цилиндр 4 (рис. 171, а) запрессованы упорные разрезные кольца 3, на внутренней поверхности которых
нарезана прямоугольная резьба с шириной канавки 3,5 мм. В
эту резьбу ввернуты поршни 2 с
шириной канавки резьбы 1,5 мм. Для перемещения упорных разрезных колец 3 внутри цилиндров необходимо приложить к
ним усилие 50—60 кГ. Если автомобиль
затормаживается при увеличенном зазоре между накладками тормозных колодок и
барабаном, то после перемещения поршня 2 в пределах
зазора в резьбе (2 мм) силой давления тормозной жидкости,
превышающей 60 кГ, поршни дополнительно переместятся вместе
с кольцами 3 до прижатия
тормозных колодок 1 к барабану
(рис. 171, б). Перемещением
колец 3 в новое положение и достигается автоматическая установка необходимого
зазора между фрикционными накладками тормозных колодок и барабаном.
Теория и конструкция автомобиля. Кленников В. М., Кленников Е. В. - 1967 |