Полной аэродинамической силой называют равнодействующую всех элементарных аэродинамических сил, действующих на поверхность автомобиля, а иногда, пренебрегая силами трения, — результирующую нормальных сил. Результирующий момент всех действующих на автомобиль поверхностных аэродинамических сил называют полным аэродинамическим моментом.
Рис. 20. Поточная и связанная системы координат
Полная аэродинамическая сила Pω и аэродинамический момент Mω могут быть определены, если известны безразмерные векторные величины cω и
mω —
коэффициенты соответственно полной аэродинамической силы и аэродинамического момента. Тогда для тела с площадью Миделя F
Векторы полной аэродинамической силы Pω и полного аэродинамического момента Mω можно спроектировать на соответствующие оси координат. Обычно применяют одну из двух систем прямоугольных координат: поточную (скоростную) или связанную. Начало координат этих систем совмещают с центром тяжести автомобиля. Обе системы координат правые и показаны на рис. 20. Ось Ox1 поточной системы совпадает с направлением вектора скорости центра тяжести автомобиля и называется скоростной. Ось Oy1 направлена перпендикулярно к оси Ох1, лежит в горизонтальной плоскости и называется боковой осью. Ось 0z нормальна к плоскости х10y1,
направлена вверх и называется осью подъемной силы.
В связанной системе координат ось Ох совпадает с продольной осью автомобиля и называется продольной осью, ось Оу перпендикулярна плоскости симметрии автомобиля и называется поперечной, а ось Oz лежит в плоскости симметрии автомобиля и называется нормальной.
Проекции полной аэродинамической силы и полного аэродинамического момента в связанной системе осей координат получили следующие названия: Рх — сила лобового сопротивления; Ру—боковая сила; Pz — подъемная сила; Мх —
момент крена; Му — продольный или опрокидывающий момент; Mz — поворачивающий момент.
В скоростной системе координат проекции силы Pω будем обозначать Рх1, Py1, Pz1, а в связанной — Рх, Ру и Pz (рис.
20). Проекции вектора полного аэродинамического момента Mω на скоростные оси координат Мх1, My1, Mz1, а на связанные оси — Мх, Му и Mz.
В аэродинамических трубах при испытании неподвижно установленных автомобилей или их моделей скорость потока направляют прямо противоположно скорости движения автомобиля на дороге. Поэтому, чтобы оперировать с силой лобового сопротивления, имеющей положительный знак, пользуются поточной системой координат с противоположно направленной осью.
Между силами в скоростной и связанной системах координат имеются следующие зависимости:
где τ —
угол натекания, образуемый вектором скорости с плоскостью симметрии автомобиля.
Для пересчета моментов от одних осей координат к другим можно воспользоваться следующими формулами. При пересчете от скоростных осей к связанным:
При пересчете от связанных осей к скоростным:
где l и b — характерные размеры автомобиля по длине и ширине.
При совпадении поточной и связанной систем координат τ = 0. Угол τ считается положительным при натекании воздушного потока на автомобиль с правой стороны.
Полная аэродинамическая сила Pω, действующая на автомобиль, пропорциональна плотности
ϱ воздуха,
квадрату скорости v и квадрату линейных размеров l, т. е.
где сω,—коэффициент полной аэродинамической силы. Полный аэродинамический момент
где mω
— коэффициент полного аэродинамического момента.
Обычно в этих формулах заменяют l2 на пропорциональную ему площадь F (например,
площадь миделева сечения), а произведение 1/2 pv2 — на скоростной напор. В результате получают
Проекции полной аэродинамической силы на связанные координатные оси будут следующие: сила лобового сопротивления
(сх —
коэффициент лобового сопротивления); боковая сила
(су —
коэффициент боковой силы); подъемная сила
(cz —
коэффициент подъемной силы).
Связь между аэродинамическими коэффициентами этих сил может быть представлена в виде уравнения
Выражая в формулах (30) и (31) силы через их коэффициенты, получим:
Составляющие момента полной аэродинамической силы относительно связанных осей координат будут следующие:
момент крена
(тх — коэффициент момента крена);
продольный или опрокидывающий момент
(ту — коэффициент продольного момента);
поворачивающий момент
(тz — коэффициент поворачивающего момента).
Связь между аэродинамическими коэффициентами этих моментов может быть выражена уравнением
Выражая в формулах (32) и (33) моменты через их коэффициенты, получим:
Обычно в формулах при определении моментов Мх и Mz за характерную ширину b берут величину колеи автомобиля. При определении момента Му за характерную длину l берут базу автомобиля.
Рис.
21. Эпюра распределения в плане избыточных давлений и разрежений на поверхности автомобиля при наличии несимметричного (косого) натекания воздушного потока
Безразмерные коэффициенты определяют экспериментально.
Сила Рх лобового сопротивления вызывает наибольший интерес, так как ее величина в основном определяет затраты мощности двигателя при высоких скоростях движения, а следовательно, и расход топлива. Сила Рх [см. формулу (34)] зависит от величины максимальной площади поперечного сечения, формы автомобиля, качества его поверхности и пропорциональна квадрату скорости движения.
Боковая сила Ру возникает при несимметричном обтекании автомобиля воздушным потоком (наличие ветра, не совпадающего по направлению с продольной осью автомобиля). На рис. 21 показана эпюра распределения в плане избыточных давлений и разрежений па поверхности автомобиля при наличии несимметричного (косого) натекания воздушного потока и действующая на автомобиль боковая сила (вектор Ру).
Большое значение имеет также подъемная сила Pz. Ее появление — следствие соответствующего распределения статического давления по поверхности автомобиля и возникновения циркуляции скорости, т. е. тех же причин,
которые вызывают появление подъемной силы у крыла самолета. На нижней поверхности крыла сущест вует повышенное давление, тогда как на его верхней поверхности — разрежение, особенно высокое в передней выпуклой части.
Рис. 22. Эпюры подъемных сил, действующих на самолетное крыло
Равнодействующая всех элементарных сил,
действующих на крыло, и создает подъемную силу Рг (рис. 22).
У автомобиля подъемная сила значительно меньше, чем у крыла самолета благодаря узкому корпусу автомобиля, а при соответствующей форме может быть даже отрицательна, т. е. направлена вниз. На рис. 23 показаны эпюры распределения давлений для двух автомобилей различной формы. У первого (рис. 23, а) автомобиля составляющая подъемной силы на передней оси направлена вниз, а на задней — вверх. У второго (рис. 23, б) автомобиля подъемная сила на передней оси отсутствует (Pz1 = 0), а на задней оси — направлена вверх.
Аэродинамический момент крена, действующий на автомобиль, возникает от силы Ру
и стремится опрокинуть его в направлении действия этой силы. Суммарный продольный момент возникает от действия сил Рх и Pz и стремится опрокинуть автомобиль назад.
Наконец, поворачивающий момент является следствием действия на автомобиль боковой силы Ру,
точка приложения которой не совпадает с центром тяжести.
Автор: Е.В.
Михайловский |